Телевидение — это такая вещь, как сон. Только наяву. И с прибором.
Вроде бы лежишь себе на диване, подушку удобней подоткнул для
созерцаний как бы — а глаза открыты. Потому что сон — многоканальный.
Не для одной головы. Щёлкаешь себе пультом, сканируешь виртуальность, —
а личность собственная постепенно и раздваивается, буквально
де-мон-изируется, то есть раз-един-яется. Как уж тут не тронуться умом,
когда одновременно — и футбол, и шоу, и Путин с голым торсом, да ещё
катастрофы одна за одной, а потом и фельдмаршал Шойгу. В общем — сон
бабочки, пролетевшей над тигром, когда тот переключался с Дома-2 на
новости. Спрашивается — зачем? Обычно от таких сдвигов, они же —
"вечные вопросы" и клинит. Про это ещё наша Раша, пардон, наша Гала
рассказала Дали, мол есть у нас приколист такой, Зворыкин,
масон-не-масон, но при делах: машины делает потаённые — куда твоему
Леонардо, в синема даже ходить не надо, всё на дому. Сальвадор потом
ещё картину про это написал, правда, понял сказку буквально как-то,
по-школярски, навалял всё сразу в один холст, не понял принципа
переключения каналов, и, главное, образ Хозяина пульта,
иванушки-дурачка Нового времени, не предугадал. И название картине дал
банальное, ибо художник, а не писатель. Правда — тигры ничего так
получились, да и Гала ню — почти классика. А назови картину
"Телевидение" — и инсайт на века, озарение внутреннее то есть,
помрачённого человечества.
На фоне этого лирического отступления, в реале,
происходят поистине фантастические вещи. Телевидение, надо заметить,
состоит из реала, то есть разнообразного "железа" и полимеров, и
виртуала, то есть программ и человеческих персонажей. Так вот, к 2015
году люди знающие поставили цель всё телевидение "оцифровать", а именно
прекратить прямое эфирное аналоговое транслирование картинок и перейти
тем самым на "цифру": качество сигнала станет вдвое лучше, а количество
каналов — на порядок больше. Казалось бы — зачем? И существующих уж с
избытком, голова пухнет, строили бы магистральные дороги или доступное
жильё, что ли, так нет — только HDTV и на века, мол, на том свете
сгодится (кроме шуток) а так — что вам дороги, зачем дома, все мы
странники в этом мире, ну и далее по тексту — "такова мировая
тенденция".
Что же нас ожидает в ближайшем будущем на уровне
ТВ-железа? По всей видимости, процесс будет весьма напоминать недавнее
ураганное развитие систем мобильной связи: война за рынок и появление в
результате нескольких крупных операторов, а также конвергенция
мультимедийных и телекоммуникационных услуг. Потребитель сможет
получать по "цифре" не только телесигнал, но и интернет, и
ip-телефонию. В перспективе — появление интерактивного телевидения,
основанного на технологии IPTV, что не может не радовать: теперь не
только ты сможешь посылать свой ТВ, но и он тебя, и они — друг друга, и
так до бесконечности. Как говорят в этом случае ангелы с той стороны:
"успешная модель будущего ТВ будет реализована, когда абонент станет
одновременно и участником вещательного процесса, и потребителем".
А что же с качеством программ? На фоне ураганного
развития телевизионных технологий интеллектуальный уровень передач
заметно падает — такова общемировая тенденция. Как такое может
происходить? Ведь вполне логично, что развитие самого ТВ должно
приводить и к развитию программ, развитию зрителя в конце концов. Тогда
откуда этот поток бессмысленных, кривых лицензионных шоу, откуда этот
настойчивый бред "идея Влада Листьева" в титрах "Поля чудес" — заведомо
ворованная и опошленная?
Здесь мы подходим к пониманию функции телевидения как
органа управления постиндустриальным обществом посредством банальной
новостной "промывки мозгов" или просто "развлекательными программами" —
которые призваны не дать человеку сосредоточиться на главном, то есть
на себе, на своём внутреннем строении и проекции его в общество.
Элиты, то есть те сообщества, которые стоят за
формальными правительствами стран мира, давно уже сформированы, мир ими
поделен, и они ни в коем случае не заинтересованы в появлении
конкурентов, людей свободно мыслящих. И в обществе, и в телевидении
создаётся общий фон, который можно обозначить примерно так: "тут умного
не надо". Зачем нам, то есть "им", умный российский президент? Вдруг и
правда начнёт дороги строить. А так, Путин — аттлична! Медведев —
просто супер! А Ельцин — это уж просто "золотой век", преданье старины
глубокой.
Закономерным образом всё мыслящее и свободное в
человечестве переориентируется с телевидения на интернет, который
гораздо более оперативен, инвариантен и даёт возможность пользователю
редактировать реальность хотя бы в пределах своего блога, наиболее
продвинутые из которых достигают нескольких тысяч подписчиков и на
порядок более — контактов. Тут система "умного — не надо" не работает в
принципе. Люди думают. А думая — развиваются. А развитие в современном
пост-информационном обществе состоит в значительной мере в умении
отсекать "мусорную" информацию, из которой на 90% и состоит современное
телевидение.