Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Достаточно серьезная попытка заново интерпретировать мусульманское
мировидение, опираясь на современное философское знание, была
предпринята в XX веке поэтом, мыслителем и религиозным деятелем
южноазиатского субконтинента Мухаммадом Икбалом (1877–1938).
Выходец из рода кашмирских брахманов, в XVII веке
принявших Ислам, Мухаммад Икбал получил первоначальное образование в
одном из лучших учебных заведений Северной Индии — Правительственном
колледже г. Лахор, окончив его с золотой медалью и степенью магистра
искусств. Позже он продолжил образование в Кембридже, где подготовил
диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук на
тему «Развитие метафизики в Персии», которую успешно защитил в Германии
в Гейдельбергском университете и стал таким образом первым
мусульманином Пенджаба, удостоенным докторской степени в Европе.
По возвращении в Индию в 1908 году Икбал получает
юридическое образование и начинает заниматься адвокатской практикой.
Однако главным занятием и делом его жизни становится поэзия. Он
приобретает широкое признание и славу как поэт. Всего им было
опубликовано 12 сборников стихов и поэм на персидском и родном языке
урду.
В последние годы жизни Икбал активно включается в
политическую жизнь страны и выступает за обособление мусульман Индии в
отдельное государство, разделяя тем самым идею существования двух наций
— индусов и мусульман. Не случайно поэтому Мухаммада Икбала принято
называть духовным отцом Пакистана.
Размышляя над судьбами единоверцев, Икбал приходит
к выводу о необходимости реформации в Исламе наподобие той, которая
свершилась в Европе и привела к возникновению протестантизма. Свои
лекции на эту тему, прочитанные в 1928–1932 гг. в Хайдарабаде, Мадрасе,
Алигархе и Лондоне, он редактирует и издает позднее под названием
«Реконструкция религиозной мысли в Исламе».
«Реконструкция религиозной мысли в Исламе»
Мухаммада Икбала — серьезная попытка осмысления мусульманского
духовного наследия с учетом политических и социально-экономических
вызовов, предпринятая в начале ХХ века одним из ведущих мусульманских
философов нового времени. Критическое осмысление истории
религиозно-философской мысли Запада в свете исламских представлений —
один из наиболее удачных шагов, предпринятых в этой книге. Икбал,
спокойно оперируя цитатами всех крупнейших западных философов
античности и нового времени, разбивает их положения при помощи аятов
Священного Корана и историй из жизни пророков. Механическому восприятию
жизни, принятому в европейской философской школе, автор
противопоставляет религиозный опыт, выводимый из Корана. Совершенство
Бога, Абсолютная Истина, динамика времени и, следовательно, жизни,
проявляемая Им в Своих творениях, перечеркивают многочисленные
абстракции древнегреческих и новоевропейских мыслителей, бесплодно
дискутирующих друг с другом много веков подряд. Один из ведущих
западных востоковедов Кантвел Смит так выразился о творчестве
поэта-философа: «Икбал велик, потому что с высочайшей точностью выразил
то, что его единоверцы начинали чувствовать, но не были в состоянии
сформулировать. Всякий современный мусульманин, который заговорит о
религии, должен начать с того, что оставил Икбал, иначе его не стоит и
слушать».
Вместе с тем необходимо четко понимать, что Икбал
в некоторые периоды своего творчества являлся, по сути, представителем
именно западной научной мысли, так как философское образование он
получил в Кембридже и двух университетах Германии; сам он долгое время
считал, что «Англия фактически исполняет наши великие обязанности,
которые... мы не можем выполнять. А потому... благодаря своему духу
Британская империя является величайшей мусульманской империей мира».
Пиетет перед Западом пропал у него только к концу жизни, когда он
выступил со своим знаменитым предсмертным заявлением о том, что
британские колонизаторы «посеяли между народами семена раздора, дабы
они пили друг у друга кровь и были усыплены опиумом закрепощенности,
тем самым давая возможность империалистическому кровопийце продолжать
беспрепятственно высасывать у них кровь». Нынешние события вокруг Индии
и Пакистана доказывают
справедливость этих слов.
|