Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Мировые финансовые аналитики на днях провозгласили о том, что рецессия
уже завершилась, а значит, не за горами и конец кризиса. И хотя это -
всего лишь прогнозы, радует, что они положительные. И для киноиндустрии
это важно не в последнюю очередь, потому что это - большие
технологические производства, большой кадровый рынок. Kino.km.ru решил
выяснить, насколько сильно пострадала отечественная фабрика грез от
кризиса, и в каком состоянии она находится на сегодняшний день.
Кризис
сразу же резко отразился на отрасли, как только начался. К ноябрю
прошлого года было заморожено почти 30% фильмов, запущенных в
производство. Например, Мосфильм приостановил производство около 25
фильмов из снимающихся 90, а по оценкам гендиректора компании Movie
Researsh Олега Иванова, всего было заморожено около 70 фильмов из 250,
находившихся на разных стадиях производства. Столько проектов впервые
останавливалось с 1998 года. Многие частные инвесторы приостановили
финансирование, а получить банковский кредит стало нереально. Крупные
продюсерские компании в течение месяца организовали Ассоциацию теле- и
кинопродюсеров, главным действием которой стало принятие довольно
жесткого антикризисного решения - урезать зарплаты актерам примерно в
два раза.
На сегодняшний день ситуация несколько
стабилизировалась, но, конечно, до полного выздоровления еще далеко.
Если брать ситуацию на рынке аренды съемочных павильонов, то с ноября
цены на аренду просто рухнули. А уже спустя полгода, когда
производители начали немного оживать, размеры скидок, естественно,
уменьшились. Сейчас есть примеры компаний, которые вернулись к
докризисным ценам, но это - скорее исключения. В основном аренда
павильонов стоит в настоящее время на 35-40% дешевле, чем в докризисное
время.
Компании, зарабатывающие на сдаче в аренду техники и
специального оборудования для съемок, также снизили стоимость услуг. На
некоторых предприятиях цены упали до уровня 2005 года. В процентном
соотношении скидки разнятся: где-то они составляют 25-30%, где-то
постоянные клиенты платят половину от прежней стоимости (при этом
уступка в цене на разовые акции - 30%). В отдельных компаниях размер
максимальной скидки может доходить до 70%.
Менее радужно для
производителей кино ситуация складывается на кадровом рынке. В
частности, требования актеров высшего уровня к гонорарам изменились
мало. Снижение стоимости в этой сфере происходит отнюдь не от большого
желания агентств хоть как-то трудоустроить своих подопечных, а от
урезанных бюджетов, с которыми продюсеры к ним приходят. Агенты наряду
с кастинг-директорами жалуются на отсутствие качественной работы для
актеров. Из-за низких гонораров, вписанных в бюджет картины, они
вынуждены чаще всего предоставлять «коридорных» артистов (выпускников
непередовых вузов, «троечников» и тех, кто, возможно, единожды мелькнул
в каком-нибудь сериале и счел себя готовым к актерской деятельности).
Эти кадры готовы сниматься за любые деньги, профессионалы же
предпочитают подождать высоких гонораров.
Все эти изменения не
могли не сказаться на отношении отечественного зрителя к российскому
кинематографу. В одном из недавних интервью продюсер Анатолий Максимов
(«Турецкий гамбит», «Адмиралъ», «Каникулы сирого режима») поделился
результатами социологического исследования, согласно которому примерно
треть россиян не пойдет в кинотеатр смотреть российское кино.
«Незначительная
часть респондентов отметила, что не пойдет в кино, если у фильма плохая
реклама или ему отсоветовали друзья, но каждый третий заявил, что не
будет смотреть кино, если известно, что оно - российское. Такое
недоверие во многом обосновано: большинство российских фильмов сейчас
снимается на дилетантском уровне»,- отметил Максимов.
По его словам, около $300 млн в прошлом году были потрачены впустую.
«Эти
деньги не пошли в кинотеатры, не вернулись производителям. Из 155
картин, снятых в России в прошлом году, только 18 дошло до большого
экрана. И только 6 картин смогло собрать больше $1 млн при средней цене
за билет $4», - отметил Максимов.
Напомним, что в этом году
министр культуры РФ Александр Авдеев из-за финансового кризиса решил
отказаться от финансирования новых художественных фильмов. Он также
пояснил, что министерство выполнит обязательства по всем договорам о
производстве художественных картин, которые были заключены ранее.
Однако на новые фильмы деньги выделяться не будут. 500 млн руб. выделят
только на создание детских анимационных фильмов и документального кино.
При
этом не все выглядит так пессимистично. Например, по данным сайта
movieresearch.ru, кассовые сборы фильмов в России достигли 6,1 млрд
руб., в то время как за тот же период 2008 года фильмы собрали в
кинотеатрах 5,6 млрд руб. (прирост - 11%). Число посещений кинотеатров
в I квартале 2009 года составило 36,3 млн, и это на 4,7 млн меньше, чем
в тот же период прошлого года. При этом падение посещений на 11,4% не
повлекло за собой снижение кассовых сборов. Так что это дает все
основания надеяться на то, что российская киноиндустрия продолжит свое
интенсивное развитие и выйдет на докризисный уровень в самом ближайшем
будущем.