Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Рамадан – это месяц усердных размышлений о Боге, стремления к
богобоязненности и самосовершенствованию. Это месяц, когда можно
выработать полезные привычки и улучшить свой характер и репутацию.
Люди, старающиеся жить в соответствии с высшими ценностями, – это,
безусловно, люди чести и высокой нравственности. Однако же что означает
«нравственность»?
Нравственность устанавливает те принципы, которые определяют наше поведение на трех уровнях:
- на уровне ответственности перед самим собой: насколько мы честны, справедливы и заботливы;
- на уровне ответственности перед обществом: насколько мы обладаем
чувством общественного долга и какой вклад вносим в общественную жизнь;
- на уровне ответственности перед нашим Создателем: насколько мы следуем его предписаниям.
Богобоязненность в безнравственном мире
В нашем мире, все более безнравственном, воспринимаемое считается
реальным. То, как мы выглядим в глазах окружающих, считается
совпадающим с нашей действительной сущностью. Впечатлениям, как
настоящим, так и мнимым, придается большая роль, чем они того
заслуживают.
Несмотря на то, что представления людей о нас определяются такими
понятиями, как доброе имя, образ и репутация, характер – это наше
подлинное «я». Богобоязненность – вот настоящее средство
совершенствования характера. Такое совершенствование осуществляется
путем осознания ответственности перед Богом.
Характер и репутация
Характер – это не отражение человека в зеркале, а сущность человека.
Характер возникает и развивается на основе чувства ответственности. Это
развитие происходит шаг за шагом, с каждой мыслью, с каждым выбранным
действием. Мы сохраняем свой характер благодаря настойчивости и
решительности. Если наша репутация становится отражением нашего
характера, то это – признак богобоязненности. Однако у многих людей
репутация доминирует над характером, и здесь важно делать различие.
- Репутация – это твой образ в глазах других, характер – это то, что ты представляешь собой на самом деле.
- Репутация – это твое имя и твой имидж, характер – это твоя сущность.
- Репутация – это оболочка, а характер – ее содержимое.
- Репутация – это внешнее отражение, характер – внутренняя реальность.
- Репутация может проявиться в том, что напишут люди на твоем надгробии, в то время как о твоем характере Аллаху известно.
Изменение плохих привычек
Аристотель однажды сказал: «Человек – это то, что он постоянно делает».
Привычки – это условные рефлексы, выработанные путем повторения
какого-либо действия до тех пор, пока оно не станет «вторым я»
человека. В конце концов такие действия переходят на уровень
подсознания и становятся автоматической реакцией в той или иной
ситуации (примером являются наша подпись и характерная привычка курить
после еды, хотя курение вообще не одобряется Шариатом).
Шекспир сказал: «Сначала мы формируем наши привычки, а затем наши
привычки формируют нас». Если мы думаем по одной и той же схеме, мы
вырабатываем стереотип мышления, который, в свою очередь, влияет на
наше отношение к окружающей действительности и на наше поведение. Все
это становится проявлением нашей личности, нашего характера. Другими
словами, наши мысли влияют на отношение к внешнему миру, это отношение
определяет наши действия, эти действия становятся теми привычками,
которые образуют характер, а он, в свою очередь, влияет на нашу судьбу.
Римский поэт Публий Овидий Назон заметил, что «привычки в конечном
счете становятся характером».
Достоинства и пороки
В соответствии с исламским учением, привычки можно разделить на хорошие и дурные,
в зависимости от того, согласуются ли они с предписаниями морали или же
нет. Достойный характер возникает на основе хороших привычек, а хорошие
привычки формируются, когда мы преодолеваем соблазны. К сожалению,
хорошие привычки исчезают гораздо быстрее, чем плохие.
Плохие привычки подобны уютной постели: в нее легко забраться, но из
нее трудно вылезти. Цепь плохих привычек обычно слишком легка для того,
чтобы ощутить ее вес, и так происходит до тех пор, пока она не станет
слишком крепкой, чтобы ее порвать. Однако помните о том, что каждую
привычку – как хорошую, так и дурную – можно приобрести и развить, и от
каждой привычки можно отказаться. Привычки исчезают в том случае, если
мы сначала отказываемся от соответствующих стереотипов поведения, а
затем находим им замену. По словам римского оратора Цицерона, «привычка
изгоняет привычку». Рамадан – это подходящий период для того, чтобы
избавиться от плохих привычек и выработать достойный характер,
являющийся щитом против зла и несправедливости. Мы обязаны
воспитывать в себе благородные качества, держать в узде наши страсти,
наш гнев и отрицательные эмоции. Мы должны следовать наставлению
проявлять заботу о людях, щедрость и сострадание.
Нравственное самосовершенствование и духовное обновление
Пророк Мухаммад считал Рамадан благословенным месяцем, во время которого Бог возлагает
обязанность поститься на тех, кто может это делать. Тот, кто отвергает
благо, которое несет с собой этот месяц, лишает самого себя многих
преимуществ. Когда мы принимаем физическую обязанность и духовную
необходимость поста в благословенный месяц Рамадан, мы в полной мере
понимаем что проявления нашей веры не
будут правильными до тех пор, пока не будут правильными наши действия, а
наши действия не будут правильными, пока не очистится наше сердце.
|