Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
В Западной Европе и США во второй половине ХХ в. широкое
распространение приобрело рассмотрение истории как некой разновидности
литературного творчества. С этой точки зрения историк, создавая рассказ
о прошлых событиях, волен строить его в жанре трагедии, комедии, сатиры
и т.п. Этот подход к истории стал весьма распространённым в западной
историографии с момента выхода в свет монографии Хейдена Уайта
«Метаистория» (1973 г.). Отождествление истории с литературой снимает
вопрос о фальсификации: каждый историк волен создавать свой образ
прошлого, и никто не имеет права требовать от него объективности или
правдоподобия.
Российская же философия и методология истории исходит из того, что
целью исторической науки является формирование и передача обществу
адекватного представления о прошлом, свободного от произвольных
фантазий. Несмотря на то, что труд историка связан с необходимостью
литературного изложения, нельзя абсолютизировать эту сторону
исторических сочинений. История с самого своего возникновения (Фукидид)
стремилась к истине о прошлом и за тысячелетия выработала методы
получения истинного знания. Существуют и критерии объективности в
историческом познании, позволяющие отличить добросовестные исследования
от подделок.
По фальсификациям истории Второй мировой войны, её истоков, причин,
хода, результатов и последствий хорошо видно, к каким разнообразным
способам прибегают фальсификаторы, не гнушаясь самых негодных средств и
подтасовок. И всё, как правило, во имя одной цели - небескорыстного
искажения исторической правды о прошлом, подрыва и уничтожения
исторической памяти русского народа.
Не счесть постоянно повторяющихся попыток предложить обществу «новое
прочтение», пересмотр устоявшихся представлений о происхождении Второй
мировой войны, обстоятельств её развязывания, роли и места Великой
Отечественной войны («восточного фронта») в истории ХХ века.
Анализ такого рода попыток «переосмысления» истории войны приводит к
выводу, что чаще всего оно осуществляется за счёт демонстративного
отказа от соблюдения общих принципов и методов исторического
исследования, соответствующих тем критериями научности, которые
выработаны мировым сообществом историков и философов науки. В
большинстве случаев мы имеем дело с явлением, которое следует
определить как псевдонаучное мифотворчество.
В исторической науке выработаны и постоянно совершенствуются методы
критики исторических свидетельств, и критическое отношение к источникам
- необходимая предпосылка любого претендующего на научность
исторического построения. Однако фальсификаторы предпочитают такое
испытание научной критикой избегать. Предлагаемые ими интерпретации
основаны на использовании источников, аутентичность которых либо крайне
сомнительна, либо это - прямые подлоги. Например, так называемый текст
речи И.В. Сталина на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 19 августа 1939 г.,
которому некоторые авторы пытались придать статус «решающего
доказательства» в пользу тезиса о вине Советского Союза в развязывании
Второй мировой войны. Любой же добросовестный специалист-историк скажет
вам, что никакого секретного заседания Политбюро в указанный день не
было. За сталинскую речь выдается некая запись, сделанная неизвестным
лицом на французском языке, и этот, с позволения сказать, «документ»
был найден в фонде 2-го бюро французского Генерального штаба. Да ещё
исполненный на бланке военного ведомства правительства Виши.
А взять внедрение в общественное сознание мифа о сотрудничестве НКВД
и гестапо перед войной в целях борьбы с «мировым еврейством». Вброс
происходит путем публикации очевидных фальшивок, подаваемых как
«совершенно секретные» документы, якобы до сих пор скрываемые
«официальными» историками в недрах секретных архивов.
Ещё одним приёмом фальсификации является выстраивание ложных
причинно-следственных связей путём манипуляций с хронологией. Например,
приписывание советско-германскому договору от 23 августа 1939 г.
решающего значения в плане развязывания Второй мировой войны основано
на рассмотрении его подписания не как одного из звеньев
причинно-следственной цепи, а изолированно, вне связи с Мюнхенскими
соглашениями 1938 г. и другими предшествующими событиями. Произвольно
разрывая ткань исторического повествования, непосредственное изложение
обстоятельств развязывания войны начинают с 1939 г.; события
предшествующего периода, в первую очередь Мюнхенский сговор, опускается.
Во многих учебниках истории сознательно чехословацкий кризис 1938 г.
даётся в одном параграфе, а советско-германский договор о ненападении
1939 г. - в другом. В результате в головах молодых людей утверждается
мысль об отсутствии связи между Мюнхенскими соглашениями и началом
Второй мировой войны. Российское общество ещё в полной мере не
осознало, что школьные учебники превращены сегодня в «передовую»
информационной войны против России.
Широкие возможности для фальсификаций скрываются за попытками свести
объяснение к субъективным намерениям, замыслам, мотивам отдельных лиц,
это позволяет фальсификаторам подменять объяснения оценочными
суждениями. Приписав историческому деятелю некоторую совокупность
личностных черт (и, соответственно, определив своё, положительное или
отрицательное, к ним отношение), фальсификатор начинает выстраивать на
этой основе объяснение мотивов тех или иных его действий или поступков.
Затем эти психические феномены - намерения, чувства, эмоциональные
переживания - вставляются в описание реально происходившей в физическом
мире цепочки событий.
Например, И.В. Сталину приписываются некоторые намерения, а затем,
исходя из них, как из факта, выстраиваются фантастические
причинно-следственные связи. Именно так выглядит ситуация с теми
публицистами, кто считает возможным обвинять советское руководство в
сознательном содействии развязыванию Второй мировой войны, поскольку
оно-де исходило из желания «раздуть революционный пожар в Европе». В
том же ряду - попытки обосновать тезис о подготовке Советским Союзом
нападения на Германию летом 1941 г. на основе общих рассуждений о
верности Сталина «ленинскому завету» сокрушить капитализм военным
путем. И таким чтивом не устают кормить публику!
Наконец, нельзя не упомянуть о ведущейся с конца 1980-х гг.
идеологической кампании по «демифологизации» истории, целью которой
является подрыв символов национальной памяти. В качестве примера
приведу сюжет, не относящийся, правда, к началу Второй мировой войны,
но по воле фальсификаторов буквально «пронизывающий» всю её историю.
В течение уже ряда лет накануне и в дни празднования 9 мая нас
непременно потчуют «горькой правдой» о «зверствах» советских
военнослужащих в побеждённой Германии. Сам факт того, что
военнослужащими и советской, и других союзных армий совершались
убийства, грабежи, насилия, никто из историков не отрицает. В России
опубликованы документы, содержание которых не оставляет сомнений:
неизбежные спутники любой войны, преступления против мирных жителей
имели место. Проблема связана с интерпретацией этих фактов, оценками и
выводами, которые делаются на их основе. Мы постоянно сталкиваемся с
нарочитым стремлением к обличению именно воинов Красной Армии,
благодаря чему создаётся впечатление, что бесчинства в отношении мирных
жителей - чуть ли не характерная черта поведения русских солдат, что
объясняется ссылками на искалеченные «сталинским тоталитаризмом» души и
особое «азиатское варварство».
Именно так подаётся эта проблема в книге британского историка Э.
Бивора, по логике которого символом советской армии-освободительницы
должен был стать солдат с горящим факелом, выбирающий себе жертву среди
укрывшихся в темном бункере немецких женщин. В качестве иллюстрации
приводится один, два, три, десять фактов. Нетрудно убедиться, однако,
что в западных зонах оккупации командованию союзных армий также
приходилось прилагать усилия для предотвращения и пресечения бесчинств
своих военнослужащих в отношении мирного населения.
Пока общей картины составить невозможно: имеющиеся в литературе
данные фрагментарны, но почему бы американским историкам не подобрать
несколько криминальных эпизодов с участием, скажем, военнослужащих США
и нарисовать для обывателя ужасающую картину вакханалии насилия,
захлестнувшей американскую зону оккупации. В добросовестном
историческом исследовании использование такого метода противопоказано,
а в пропаганде - почему бы и нет?
От утверждения о «непредсказуемости российского прошлого», ставшего
расхожим у недругов России, не гнушающихся никаких грязных средств,
остаётся всего один шаг до заявления о том, что у России вообще нет
прошлого. Если мы не остановим этот процесс, российское общество
будет-таки лишено исторической памяти!
В своё время президент Франции Франсуа Миттеран сказал: «Народ, не
занимающийся изучением своей истории, - это народ, который утрачивает
свою идентичность». Запомним эти слова.
Национальное самосознание, национальная идея не могут существовать
без исторического фундамента. «Бои за историю» - это сражение не только
за прошлое, но и за будущее России и её народов.
|