В будущем году Астана на посту председателя ОБСЕ имеет прекрасный шанс “пробить окно в Европу” для всей Центральной Азии
Остается чуть меньше полугода до того момента, когда впервые в истории постсоветского пространства одно из его государств станет председательствовать в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). После упорной и непростой пятилетней борьбы Казахстан в 2010 году станет не только первым государством СНГ, избранным на этот пост, но и фактически окажется “полномочным послом” всей Центральной Азии в “большой Европе”.
Уже сегодня Казахстану чуть ли не со всех сторон указывают, как построить свою работу в будущем году на председательском посту в ОБСЕ, каким проблемам отдать приоритет, и с какими странами укреплять отношения. Советы Астане дают и из Вашингтона, и из Москвы, и из Брюсселя. Чуть тоньше действуют в этом плане китайцы: они гарантированно попытаются то же разыграть “казахстанскую карту” в Европе, только сделают они это не привлекая постороннего внимания, и не докучая излишними подсказками казахстанскому руководству.
Сам же Казахстан уже озвучил приоритетные направления, по которым он в европейских рамках с будущего года намерен активно работать. Здесь и афганская тематика, и противостояние новым вызовам и угрозам всему региону, и прокладка азиатско-европейского сквозного транспортного корридора от берегов Балтийского моря до побережья Тихого океана через Центральную Азию и Китай.
Вне всякого сомнения, Казахстан, оказавшись на посту председателя ОБСЕ, усилит свой “западный дипломатический уклон”, и постарается как можно тверже стать на “европейский путь”, определенный казахстанским руководством как стратегическое направление государственного развития на будущее.
Но, пожалуй, самым интригующим и перспективным в “председательском портфеле” Астаны в рамках ОБСЕ мог бы стать “центральноазиатский вектор”. На него сейчас меньше всего обращают внимание и политологи, и эксперты, да, пожалуй, и сами “верхние политики” государств региона, которые верят нынче куда больше в магию различных региональных организаций, нежели в эффективную помощь и кооперацию ближайших географических соседей.
Разумеется, что в этом “центральноазиатском походе в Европу” многое будет зависеть не только от позиции Казахстана, но и его партнеров по региону. Ведь по существу впервые государства Центральной Азии получают прямой выход не просто на двустороннем уровне в Европу, а имеют возможность лоббировать свои региональные интересы через высокий пост, занимаемый одной из своих стран.
Аналогичный шанс в отношении Центральной Азии предоставляется с избранием Казахстана председателем ОБСЕ и самой Европе. За срок работы Астаны на этом посту европейские государства могут напрямую осуществлять там самые различные проекты, активизировать свою инвестиционную политику, и поддерживать доверительный диалог с первыми лицами стран региона.
Да, мешать этому будет тот факт, что никак у Центральной Азии ни в европейском, ни в других направлениях не получается действовать сообща. Личные амбиции Президентов стран региона, нежелание хоть на самую малость поступиться застарелыми принципами и отказаться следовать искаженному пониманию собственного национального суверенитета - все это постоянно мешает им не только решать коллективно многие проблемы на международной арене, но и по-соседству между собой.
До сих пор тот же Узбекистан нескрываемо ревниво относится к председательству Казахстана в ОБСЕ, как ничего особо не “заказывает Астане” для работы в Вене на будущий год в плане регионального сотрудничества и Туркменистан. Что же касается Кыргызстана и Таджикистана, то там, похоже, о том, какую пользу (особенно в экономическом и инвестиционном ключе) могло бы им принести председательство Казахстана в ОБСЕ на 2010 год, даже не задумывались.
Понятно, что Казахстан сам будет стремиться воспользоваться собственным статусом “председателя большой Европы”, и попытается максимально развернуть “старый континент” в свою сторону - и в экономическом, и политическом, и инвестиционном направлениях. Но привлекая внимание того же европейского бизнеса к своим проектам, у Астаны появится возможность подтащить и страны ЕС, и США к развитию всего центральноазиатского региона.
Странам Центральной Азии обязательно надо в этой связи использовать умение Казахстана быть в хороших отношениях со всеми государствами - даже самыми непримиримыми соперниками, сводя их интересы к позитивным результатам, и самим добиваться при этом повышения своего международного и дипломатического престижа.
Именно с помощью этой роли “нейтрального брокера” в международных делах, которая пока недоступна всем остальным странам Центральной Азии, Казахстан мог бы помочь им решить на европейском направлении очень многие проблемы. И никому при этом не “переходя дорогу”, и не следуя “дружеским указаниям” как со стороны Москвы, так и Вашингтона.
Помимо этого, у Казахстана появляется уникальная возможность стать своего рода “разводным мостом” между Европой и Китаем, тем более что к тому проявляют интерес и в Вене, и в Пекине. И вновь для развития этого взаимовыгодного диалога страны Центральной Азии окажутся не просто на “новом Шелковом пути 21-го века”, но и смогут получить прежде всего финансовую и экономическую помощь как от единой Европы, так и от Китая.
Главное же, чтобы сами Президенты государств Центральной Азии осознали, отбросив свои старые догмы, стереотипы и счеты друг с другом, какую выгоду они все могли бы получить от председательства Казахстана в ОБСЕ на будущий год. Вряд ли при их жизни какой-то из стран региона еще удастся пробиться на председательский пост в Вене - поэтому пока есть время до конца года, им нужно собираться, и вместе выработать те направления сотрудничества, которые будут важны и выгодны для всей Центральной Азии.
Ведь председательство Казахстана в ОБСЕ пролетит так быстро, что никто и не заметит. А странам Центральной Азии вместе бок о бок друг с другом жить и после 2010 года.
Важно при этом как для Казахстана, а через него - и для всех стран Центральной Азии сделать так, чтобы интерес к этому региону (и не номинально-декларативный, а по-настояшему финансово-деловой) со стороны Европы сохранился и после того, как Астана отработает 2010 год на председательском посту в ОБСЕ. Ведь сколько полезных, и с виду перспективных идей регионального сотрудничества уже было загублено, как только в “высоких штаб-квартирах” международных организаций исчезала мощная “толчковая сила” в лице или влиятельной страны, или не менее влиятельного и настойчивого лидера.
Поэтому будущий “венский шанс Астаны” - это по сути дела шанс для всей Центральной Азии проложить “новые шелковые дорожки” в Европу. И даже если идти по ним странам региона придется с немалыми трудностями и сложностями, на помощь Казахстана в этом “европейском походе” они всегда смогут рассчитывать.