В последнее время средства массовой информации пестрят неутешительными заголовками: “Казахстану грозит дефицит пресной воды”, “Павлодарской области из-за дефицита воды в реке Иртыш грозит экологическая катастрофа”, “В Южно-Казахстанской области лишь шесть населенных пунктов из 900 получают водопроводную питьевую воду”, “Казахстанцев ждут европейские тарифы на воду”, “Казахстанские специалисты винят Кыргызстан в уменьшении водостока рек Шу и Талас”, “В Казахстане из года в год сокращаются площади орошаемых земель” и т.д. Разумеется, это далеко не полный перечень материалов, посвященных водной проблематике, что лишний раз убеждает - в Казахстане складывается сложная ситуация с использованием водных ресурсов.
Природа, наградив Казахстан богатыми энергоресурсами, одновременно обделила республику в водных ресурсах. И именно поэтому главнейшей угрозой национальной безопасности на сегодня является острый дефицит водных ресурсов и их нехватка в будущем. Согласно статистическим данным, Казахстан занимает последнее место в СНГ по удельной водообеспеченности, то есть 37 тыс. куб. м на 1 квадратный километр и 6 тыс. куб. м на одного человека в год. Для сравнения, в Кыргызстане 245 тыс. куб. м и 11 763 тыс. куб. м, соответственно. Если сравнивать с Таджикистаном, то показатели будут еще разительнее. Но самое печальное - Казахстан почти полностью зависим в воде от соседних стран.
Руководство Кыргызстана, вопреки заверениям в “братской дружбе и добрососедских отношениях”, вопреки имеющимся межгосударственным двусторонним структурам и многочисленным договоренностям, всеми способами пытается диктовать свои условия в вопросе открытия своих “водных задвижек”. Возомнив себя едва ли не “хозяином положения”, Президент К.Бакиев, который, казалось бы еще совсем недавно был готов передать Казахстану часть своих территорий, в том числе на Иссык-Куле, в обмен на несколько десятков миллионов казахстанских дотаций, в прямом смысле шантажирует нашу страну перекрытием воды.
Чиновники в Бишкеке рассматривают кинетическую энергию трансграничных рек в качестве топливного ресурса, производимого человеком. Они намерены получать от Казахстана органические ресурсы, извлекаемые из недр земли при помощи капиталоемких технологий и задействования солидных трудовых ресурсов, в обмен на воду. В Кыргызстане не могут расстаться с идеей создания водно-энергетического консорциума, чтобы взимать оплату за воду либо получать за нее необходимое количество энергоносителей от стран, расположенных в нижнем течении трансграничных водотоков. При этом в расчет не берется ни несопоставимость реальной стоимости углеводородов с воображаемой “стоимостью воды”, ни тот факт, что накапливаемая в кыргызских водохранилищах вода сама по себе вырабатывает свою стоимость уже за счет ее использования на гидроэлектроэнергию. Иными словами, Кыргызстан пытается объявить воду в качестве товара, нарочито пренебрегая международными конвенциями и, собственно, сложившейся мировой практикой многостороннего водопользования.
Причисление воды к разряду товаров с целью продажи или бартера представляет собой нонсенс, не подпадающий ни под нормы международного права, ни под какой-либо подобный прецедент в мире. Ясно, что любой товар должен быть “подконтролен” своему владельцу. Но ведь Кыргызстан не в состоянии “зарегулировать” все водотоки и, более того, в зимнее время, вырабатывая электричество, затопляет миллионы гектаров “репродуктивных” земель других стран, что приводит к снижению качества плодородия сельхозугодий! То есть “продавец” заваливает своим “товаром” потребителей, когда те не просят об этом. И, напротив, не обеспечивает им, когда потребители нуждаются в нем. Если Кыргызстан хочет продавать естественный поток воды, то он, прежде всего, должен “зарезать” все трансграничные реки на своей границе с соседними странами и только тогда Бишкек мог бы распоряжаться водой этих рек, так как они становились бы не трансграничными, а внутренними реками КР. Но эта страна, как бы того ни хотели ее власти, не сможет достичь таких целей, да, кто им даст такое право?!
Воду конечно можно продать, если речь идет о забутилированной воде. Для этого необходимо развивать необходимую промышленную базу, как это делают цивилизованные страны. Продать речную воду, которая испокон веков естественным образом текла в своем русле это бред, плод инфантильной мечты киргизов о “водном эмирате”. Напомним, что водные ресурсы Сырдарьи, как и Амударьи, формируются за счет естественного круговорота воды в природе.
Несмотря на это, на официальном уровне в Кыргызстане продолжаются разговоры о “продаже воды” соседним странам. Кыргызская пресса пестрит сообщениями о неспособности Казахстана что-либо предпринять и определиться с позицией по водным проблемам региона ввиду огромной зависимости от Кыргызстана в этом вопросе.
Следует признать, что Казахстан действительно зависим в водном вопросе от Кыргызстана, быть может, даже больше, чем, например, Узбекистан и Туркмения. Истоки водных ресурсов как минимум всех южных областей страны, образуются в горах Кыргызстана, в том числе такие реки, как Талас и Чу. До сих пор этим, видимо, и объяснялась снисходительная позиция руководства Казахстана. Наша страна платила Кыргызстану за воду, оказывая различную “помощь братьям-кыргызам”. А это воспринимается властями Кыргызстана как слабость Казахстана (или как должное?). Однако в условиях мирового кризиса, чрезвычайно низких экспортных цен на нефть и металлы, а также нестабильной социально-экономической ситуации в стране, когда каждый миллион на счету, руководство Казахстана обязано жестко потребовать от Кыргызстана умерить свои “водные претензии”. Благо, что у Астаны для этого имеются соответствующие политические и экономические рычаги.
В ином случае уже в ближайшее десятилетие Казахстан ждет масштабный экономический, социальный и экологический кризис. В сельских районах южных областей засуха и экологические катаклизмы спровоцируют высокий уровень миграции местного населения в другие районы, высокие цены на воду сделают продукцию соответствующих предприятий нерентабельными и т.д. Уже с начала 2009 года казахстанские службы, занимающиеся обеспечением питьевой водой предприятия, повысили стоимость воды в 7,8 раза. Предприниматели отмечают, что три года назад представители малого и среднего бизнеса платили в год за воду 3 тыс. тенге, а в настоящее время - 23 тыс. тенге в месяц.
Подобная тенденция способна приобрести катастрофические масштабы. Поразительно, но есть такие люди в Казахстане, называющие себя “экспертами”, которые “подыгрывают” властям Кыргызстана. В частности, сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан К.Сыроежкин недавно заявил, что следует вернуться к советской системе ирригации. По его мнению, почему, мол, и не платить “кыргызам и таджикам за воду нашими ресурсами - нефтью”? Интересно было бы узнать у президентского эксперта, до какого времени мы будем платить Кыргызстану за Богом данную воду? Пока нефть не закончится? Вода-возобновляемый ресурс, а нефть таковым не является. А чем потом расплачиваться-то будем? И, если учесть, что “аппетит приходит во время еды”, неизвестно, что взбредет в голову бишкекским чиновникам, почувствуй они запах “водных денег”. Не потребуют ли они завтра плату за воздух, которым мы дышим?!
К.Сыроежкину, если, конечно, он не работает на Москву, хотелось бы посоветовать думать больше о национальных интересах Казахстана, а не сочувствовать “братьям-кыргызам”, которые, как показывает практика, любые попавшие им в руки деньги тут же разворовывают. Плата Кыргызстану за воду - это деньги в песок! В Москве, например, могут думать о том, как “продать трансграничную воду”, так как московским “инвесторам”, которые вкладывают огромные средства в водно-энергетические проекты в Кыргызстане, необходимо поскорее “вернуть” свои деньги с дивидендами. Да, и потом, в России такой воды хватить всем, если такой “бизнес” удастся обкрутить в подопытном Кыргызстане.
А КИСИ и правительству Казахстана, на наш взгляд, надо думать о привлечении к региональной водно-энергетической проблематике международных экспертов, вести консультации и переговоры с соответствующими глобальными структурами. Руководству Казахстана, думается, не лишним было бы предпринять ряд политико-экономических мер для оказания прямого давления на Кыргызстан. Чтобы, не приведи Всевышний, не наступил момент, когда нам, помимо продажи воды, из Бишкека начнут еще и диктовать политические и другие условия.