Если посмотреть на явления исламской цивилизации, начиная с архитектуры и градостроительства и кончая поэзией и другими видами литературы, станет ясна важность искусства в исламском мире. Великие шедевры исламской цивилизации, такие как соборная мечеть в Кордове (Испания), большая мечеть Омейядов в Дамаске, мечеть Ибн -Тулуна в Каире и другие архитектурные памятники на востоке исламского мира (Стамбул, Исфахан, Самарканд, Бухара и Хива), непосредственно отражают величие духа мусульманской культуры. Эти здания воплотили в своей соразмерности, гармонии спокойствия и безмятежности важнейшие черты исламского послания к людям.
Это искусство говорит о непрочности этого мира и вечности следующей жизни. Оно пытается установить нерушимую связь между прекрасным и повседневной жизнью людей. Собственно, самые распространенные слова арабского языка, обозначающие искусство (“санаа”, “фанн”), обозначают не только то, что под искусством подразумевается на Западе, но и правильное выполнение любого дела, умение. Кроме того, Ислам всегда подчеркивал тесную связь между искусством и знанием. Это подтверждают и многократно повторенные высказывания мастеров о том, что искусство рождается от “брака” между умением и мудростью.
Внешняя и внутренняя красота Священного Корана - от Бога. Исламское искусство точно также передает послание, содержащееся в исламском Откровении, в таких формах, которые непосредственно отражают духовное и небесное происхождение Ислама и призывают идти к Господу. Дух исламского искусства и его различные воплощения черпают свое вдохновение из Откровения и находятся с ним в непосредственной связи. Глубокое изучение Корана, его скрытого смысла, размера стихов, звуков, слов и рифмы и того удивительного воздействия, которое он оказывает на души мусульман, а также глубокое проникновение и размышление о миссии Пророка Ислама и красоте его души - все это показывает внутренние источники и фундаментальные основы исламского искусства.
Конечно, такие виды исламского искусства, как архитектура, производство тканей, создание изделий из бронзы и меди и т.д., позаимствовали многие технологии и методы у различных цивилизаций, в частности Древнего Ирана и Византии. Но все это было переработано в свете коранического Откровения, что дало совершенно новые формы и образы, которые можно встретить и на западе, и на востоке.
Учитывая особенности человеческого воображения, в исламском мире возникла новая наука - сакральная геометрия. Это наука об искусстве создания некого ограниченного пространства, где все бы напоминало человеку о величии Всевышнего. Согласно аль-Бируни, геометрия называлась геодезией, и ее относили к разделу естественной философии, предметом которой являлось создание комбинаций материальных форм во времени и пространстве. Во времена Ибн Сины геометрию классифицировали как математическую науку. Однако до сегодняшнего дня многие считают ее наукой сакральной, так как именно сакральная геометрия составляет основу исламской архитектуры. В удивительных геометрических узорах мусульманских зданий представлены целые духовные концепции. Изображения включают и геометрический рисунок элементов человеческого тела, и формы растений, и геологические структуры, поэтому существует выражение “в геометрии мы наблюдаем проявление Всевышнего”.
Геометрия может даже воздействовать на чисто механические физические явления, усиливая их эффект. Попробуйте сказать что-нибудь шепотом под сводами мечети или медресе,- слова будут четко слышны в другом конце здания: звук фокусируется в центре сферы, (само здание имеет форму сферы), а затем отражается от стен.
Этот принцип применяется ко всем другим видам колебаний в пределах собора: вогнутая линза-купол, тарелкообразные антенны. Английский путешественник Брайн Вингейт так описал исламскую архитектуру: “Конструкции настолько сложны, а рисунки так геометричны, что, кажется, уходят в бесконечность, приглашая ваш разум за собой”.
Несмотря на явные местные различия между направлениями искусства в различных регионах исламского мира, все виды и школы искусства в исламской цивилизации совпадают между собой в глобальных принципах. Основной особенностью его является использование стилизованных узоров, получивших название “арабески”, геометрических рисунков и каллиграфии в качестве показателя постоянного присутствия Слова Всевышнего. В этом искусстве делается упор на использование и повторение узоров, которые в некотором смысле направляют человека к пониманию бесконечного в конечных формах. Все эти элементы можно найти в исламском искусстве всех стран и территорий. Конечно, каждая из крупных расовых и этнических групп в нем создала искусство, которое несет на себе явный отпечаток конкретного народа. Так, существует иранская, турецкая, египетская, андалузская, индийская, малазийская школы. Но единство Ислама проступает во всех этих разнообразных и богатых творческих традициях.