При упоминании Ибн Сины многие скажут: “Да, мы знаем, кто это,” - настолько известен этот человек.
Полное имя ученого - Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина, а в европейской традиции он известен под именем Авиценны. Ибн Сина оставил после себя огромное творческое наследие: согласно древним источникам, он написал около 456 трудов, однако до нас дошло 240 его книг, которые посвящены разным областям знаний, начиная от поэзии и философии и заканчивая геологией и астрономией. Наибольшую известность Ибн Сина приобрел как врач, фармацевт и ученый. О его жизни и таланте до сих пор ходят легенды, хотя прожил он всего 57 лет (ок. 980 - 1037 гг.).
Ибн Сина родился 16 августа 980 года в селении Афшана близ Бухары. Сохранилась биография, составленная им самим (она охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником Джурджани. О своем происхождении Ибн Сина писал: “Отец мой был из Балха, в дни правления саманида Нуха ибн Мансура переехал в Бухару и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из районов в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара - звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат”.
Когда Хусейну (так назвали Ибн Сину его родители) исполнилось 5 лет, семья переехала в Бухару, являвшуюся тогда одним из крупнейших центров Востока. Мальчика поместили в начальную мусульманскую школу - мактаб. Хусейн был самым маленьким из учеников хатыба Убайды. Отличаясь незаурядными способностями, уже к десяти годам мальчик знал наизусть Коран и освоил грамматику арабского языка, хотя родным для него был язык фарси-дари.
После десяти лет отец взял его из школы, и подросток занимался с приходившими на дом учителями. Под руководством своего домашнего учителя Абу Абдаллаха Натили он изучал логику, евклидову геометрию, астрономию. Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик.
В автобиографии Ибн Сина описывает такой случай: “Я дал такой анализ определения, подобного какому он не слыхал. Он удивился мне и советовал родителю моему не занимать меня ничем, кроме наук... То же было и с книгой Евклида. Пять-шесть теорем я освоил при помощи учителя, а остальные - самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня. Тогда я стал штудировать книги сам. Много было таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня”.
Ибн Сина с увлечением занялся естественными науками, прежде всего медициной. “Затем я пристрастился к науке врачевания, - говорится в автобиографии, - и стал читать книги, посвященные ей. И я преуспел в медицине в кратчайшие сроки так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате полученного мною опыта открылись мне такие врата исцеления, что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет”.
Юный Ибн Сина был знаком с известным в то время врачом Абу Сахлем Масихи и вел научную переписку- полемику с Абу Райханом Бируни - ученым- энциклопедистом средневекового Востока.
К семнадцати годам Ибн Сина как врач приобрел в Бухаре такую славу, что был приглашен ко двору эмира Бухары. Нух ибн Мансур долгое время болел, и лечившие его придворные врачи ничем не могли ему помочь.
Ибн Сине удалось в короткий срок вылечить правителя, и он был назначен личным врачом эмира, получив разрешение пользоваться дворцовой библиотекой, которая была одной из лучших и богатейших на всем Ближнем Востоке. Возможно, именно в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине. Однако в то время замыслам ученого не суждено было сбыться.
В конце 900-х годов Бухара доживала последние спокойные дни. Государство разваливалось на части, вскоре столицу захватили тюркские кочевые племена, караханиды. Город был разграблен, библиотека сгорела...
В 1002 году, вскоре после смерти отца, Ибн Сина переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч). Местный правитель оказывал покровительство ученым, которые собирались для диспутов в Академии Мамуна при шахском дворе. Вслед за Ибн Синой в Хорезм прибыли Бируни и Масихи. На несколько лет ученые получили покой и возможность заниматься наукой.
Правитель соседнего государства Газны султан Махмуд стремился завладеть богатыми землями Хорезма и в 1008 году потребовал от ученых перебраться к себе в столицу. Ибн Сина и старый врач Масихи отказались ехать к султану и ночью бежали через каракумские пески. По преданию, на третий день пути они попали в ураган, заблудились, оказались без воды и пищи. Масихи умер в пустыне. Ибн Сина похоронил его и сам спасся чудом.
Султан Махмуд Газневи разослал по всем городам описание внешности Ибн Сины. Любой, кто указал бы местонахождение гениального врача, получил бы награду.
С этого времени жизнь Ибн Сины проходила в бесконечных скитаниях по разным городам Ирана. Ученый жил в Хамадане и Исфахане, где вел научную деятельность и занимал посты визиря и придворного врача у тамошних эмиров. Условия, в которых находился Ибн Сина, часто были тяжелыми. Не раз он подвергался преследованиям, был заключен в тюрьму. Был ограблен его дом, и многие труды ученого пропали. Некоторые работы Ибн Сина писал в седле во время своих долгих переездов.
И только благодаря огромной силе воли и изумительной памяти, даже лишенный возможности пользоваться необходимой литературой, Ибн Сина не прекращал научной, литературной и врачебной деятельности. Тяготы жизни подорвали его здоровье, и 18 июня 1037 г. он скончался.
Стремление “распутать узел смерти”, разгадать тайны, чтобы победить недуги, сделать все возможное для облегчения жизни людей двигало Ибн Синой, когда он создавал свой главный труд по медицине - “Китабуль- Канун фит-тыбб” (“Канон врачебной науки”).
“Канон врачебной науки” - пятитомная медицинская энциклопедия - принесла Ибн Сине всемирную славу и стала самой знаменитой книгой в истории медицины. Труд отличается ясностью изложения и четкой структурой.
В книге первой излагается теоретическая медицина. Здесь излагается учение о соках (кровь, лимфа, желчь) и натуре (темпераменте), дается сжатый анатомический очерк так называемых “простых” органов человеческого тела - костей, хрящей, нервов, сосудов и т.д. Приводится в труде и классификация болезней.
Книга вторая - это капитальный свод сведений о лекарственных средствах. В ней описывается свыше 800 веществ растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения.
Автор перечисляет лекарства, производившиеся в Средней Азии, а также те, которые привозились из Индии, Китая, Греции, Африки, с островов Средиземного моря. Многие из них стали известны в Европе именно из сочинений Ибн Сины. Многие лекарства, предложенные впервые Ибн Синой, применяются и сейчас.
В книге третьей трактуются отдельные болезни органов человека, а четвертая посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях), а также о заразных болезнях.
Книга пятая содержит описание сложных лекарств, а также ядов и противоядий. В состав некоторых сложных лекарств, описанных Ибн Синой, входит до 37 частей. Многие лекарства даны со ссылкой на древних врачей, европейских и азиатских. Другие - впервые приготовлены и опробованы им самим.
“Канон врачебной науки” представлял не только обобщение и систематизацию опыта и знаний греческой, индийской и среднеазиатской медицины. Заслуга Ибн Сины также и в том новом, что он внес во врачебную тактику.
Новые сведения, неизвестные ранее медицинской науке, встречались в “Каноне” на каждой странице. Ибн Сина выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях инфекционных заболеваний, передающихся посредством воздуха и воды, и лишь более чем через 800 лет француз Пастер подтвердил эту догадку ученого о вирусах.
Ибн Сина создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно было что-нибудь добавить. “Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс бывает также мягкий, напряженный, нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой”, - говорится в “Каноне”.
Ибн Сина первым описал чуму, холеру, желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких тяжелых болезней, как менингит, язва желудка, диабет, и многих других.
Он подробно объяснил строение мышц глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи; эти лучи, якобы, отражаясь от предметов, идут назад и дают изображение. Ибн Сина опроверг мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказал, что изображение предмета возникает благодаря сетчатке.
Особое внимание в “Каноне врачебной науки” Ибн Сина посвятил воспитанию и уходу за ребенком, рациональному питанию и физическим упражнениям.
Значение труда Ибн Сины было настолько велико, что вскоре после его написания “Канон” становится медицинской энциклопедией во всех странах мира. Уже в 12 в. он был переведен с арабского на латинский язык и разошелся множеством рукописей.
После изобретения книгопечатания в 15 в. в числе первых изданий был издан “Канон”.
По частоте изданий он соперничал в Европе только с Библией, а всего он издавался около 40 раз.
Вплоть до конца 17 в. “Канон врачебной науки” оставался основным учебником для студентов-медиков и руководством для врачей как в Европе, так и в странах Востока.
Величайший ученый, врач, тысячу лет назад живший в Средней Азии, Ибн Сина и в наши дни остается значительной фигурой, демонстрируя способность человека к познанию и духовному росту.