Шесть
лет назад, в августе 2003 года, военно-политический блок НАТО
самовольно, не имея на это правового основания, принял на себя
командование Международными силами содействия безопасности (МССБ),
действующими в Афганистане на основании мандата ООН. Каковы же на
сегодня результаты этого решения Брюсселя?
Объемы производимого в Афганистане героина с этого момента выросли, как
свидетельствует множество независимых исследований, в два с половиной
раза. Уровень насилия не снизился. Наоборот, боевые столкновения стали
случаться еще чаще. Однако плачевные результаты для международной
безопасности и Афганистана перекрываются позитивными результатами для
самого Североатлантического альянса.
Во-первых, НАТО и США за эти годы создали в Афганистане мощнейший
военно-стратегический плацдарм в виде 39 военных баз, пять из которых
являются так называемыми капитальными. Такие базы располагают
взлетно-посадочной полосой до 3,5 км, мощными наземными и подземными
сооружениями, станциями слежения, размещением самолетов дальнего
радиолокационного обнаружения типа АВАКС в количестве, достаточном для
контроля будущего возможного театра военных действий размером с регион
Средней и Южной Азии. Скачок в численности войск под командованием НАТО
был более чем десятикратным — с 5,5 до 64,5 тыс. военнослужащих.
Во-вторых, став первой операцией НАТО за пределами Евро-Атлантического
региона, Афганистан не только спас этот военно-политический блок, но и
предоставил ему основания для превращения в «демократическую»
альтернативу ООН и перехода с уровня региональной организации в
организацию глобальную. Не случайно три месяца назад представителем США
в НАТО был назначен автор данной концепции Иво Даалдер.
Казалось бы, в этой ситуации Организация объединенных наций и
составляющие ее свободные нации должны были если не поднять скандал, то
провести расследование по поводу факта узурпации НАТО в августе 2003
года командования МССБ в Афганистане. Однако ООН не только не собрала
чрезвычайную Генассамблею, но даже способствовала легализации данного
решения НАТО.
Прежний генсек ООН Кофи Аннан 7 октября 2003 года направил председателю
Совбеза ООН письмо, в котором попросил довести до сведения членов
Совбеза прилагаемое письмо тогдашнего генсека НАТО, которое лорд
Робертсон начал со следующего пассажа: «Как известно, 11 августа 2003
года Организация Североатлантического договора взяла на себя функции
стратегического командования, контроля и координации деятельности МССБ
для Афганистана». Генсек НАТО пообещал генсеку ООН: «Буду держать вас в
курсе дальнейших событий в ходе рассмотрения этого вопроса
Североатлантическим советом».
Последующее протаскивание новой роли НАТО было произведено 13 октября
2003 года на заседании Совбеза ООН. В тот день была принята резолюция
1510, в преамбулу которой была вставлена хитроумная формулировка:
«Отмечая письмо генерального секретаря Организации Североатлантического
договора...».
Частично разобраться в ситуации стало возможно на днях по прочтении
опубликованной 21 августа во «Времени новостей» заметки по этому
вопросу постоянного представителя России в ООН Виталия Чуркина. Суть
позиции Виталия Ивановича, очевидно, совпадающей с позицией ООН и
России, состоит в следующем. ООН «играла и продолжает играть
центральную роль в урегулировании ситуации в Афганистане... Более того,
Совет Безопасности ООН напрямую вовлечен в политический контроль над
деятельностью МССБ в Афганистане, не говоря уже о том, что данные силы
действуют с санкции Совбеза ООН».
Правда, далее г-н Чуркин вдруг сообщает, что вот только проводимая
65-тысячной военной группировкой операция ооновской не является и
поэтому вполне законно определяется не ООН, а самим Афганистаном и
отдельными странами НАТО. Цитирую: «Однако действующие в Афганистане
международные силы никогда не являлись ооновской миротворческой
операцией. На первом этапе Совет Безопасности ООН лишь поддержал
решение ряда стран (преимущественно являющихся членами НАТО) о создании
группировки войск для обеспечения безопасности. Конкретные задачи этих
сил были прописаны в январе 2002 года в военном техническом соглашении
между командующим МССБ и переходной администрацией Афганистана...».
Да, операция МССБ в Афганистане формально не входит в состав операций
ООН «по поддержанию мира». Да, формирование вооруженных международных
сил под эгидой ООН в последние десять лет в правовом плане вытеснено в
«серую зону» - это, кстати, требует отдельного расследования. Но это не
может являться основанием того, чтобы командование (а натовцы меньше
чем «стратегическим» это командование не называют) действующих по
резолюциям и мандату ООН вооруженных сил могло произвольно браться на
себя всеми, кто пожелает.
Суть дела раскрывается в одном ключевом предложении заметки: «В августе
2003 года по запросу правительства Афганистана командование
международными силами официально перешло к НАТО». Даже если и была
инициатива со стороны Афганистана, хотя подтверждений этому нет, то
разве может командование вооруженными силами, действующими по мандату и
резолюциям ООН, определяться правительством страны (на тот момент так
называемой временной администрацией), которое, по сути, самим же ООН и
назначено? Да еще «по запросу»?!
Но самое примечательное и одновременно печальное — это оригинальная
филолого-стилистическая находка профессионала от дипломатии В. Чуркина.
Вчитаемся: «командование международными силами официально перешло к
НАТО». Чувствуете величие слога? Командование взяло — и перешло! Ну то
есть как бы перетекло, наверное. Само по себе, по неким внешним
естественным причинам, погодным там условиям или разности высот в
горном Афганистане.
Однако и бывший генсек НАТО лорд Робертсон в цитированном выше письме,
и весь Североатлантический альянс во всех своих официальных документах
просто и открыто формулирует, что 11 августа 2003 года «принял», «взял»
(«to take») командование МССБ. Таким образом, у НАТО субъектом
перемещения командования является НАТО. У постпреда Чуркина таким
субъектом является само командование.
Итак, ООН не хочет или не может быть субъектом действий международного
сообщества в Афганистане, при этом «играя центральную роль»,
осуществляя там «общую координацию усилий», предоставляя «санкции
Совбеза», но не имея отношения к «мелочи» - как, кто, почему и зачем
командует 65-тысячной группировкой войск. А с НАТО тоже спрашивать не
получится, поскольку этот блок, де-факто командуя армадой, де-юре
всегда будет отправлять к документам ООН...
Организованное изощренными стратегами игровое пространство понятно. Вот
только куда заведут эти игры и в интересах ли это мирового сообщества и
России?