Что католики знают о сексе и о чем не решаются спроситьЭтим летом в Польше активно обсуждают Католическую Церковь и секс.
Именно в такой связке. Общественность, к примеру, занимает вопрос, имел
ли молодой Кароль Войтыла (будущий Иоанн Павел II) до вступления в
священный сан интимные связи с женщинами или нет. И если имел, то не
помешает ли это его причислению к лику блаженных, а тем более к лику
святых. Однако дискуссию о папской невинности смогла затмить книга
монаха-капуцина Ксаверия Кнотца "Секс, о котором вы не знаете". Книга
произвела фурор не только в Польше – о ней заговорили и в Западной
Европе. На фоне свойственной католическому духовенству сексофобии
сочинение Кнотца показалось настолько либеральным, что его окрестили
"Камасутрой для католиков".
На самом деле ничего сенсационного, скандального или жареного в
книге нет. Если, конечно, не считать сенсацией то, что Ксаверий Кнотц
произносит слова "пенис", "поллюция", "эрекция" и "менструация" не как
имена демонов, исчадий ада, а буднично и спокойно. Его книга чем-то
напоминает руководства типа "Компьютер для чайников". Только в роли
"чайников" выступают католические семьи, а предметом просветительских
бесед становится секс. Капуцин играет роль сексолога-консультанта,
примерно такую же, как у нас в России Игорь Кон.
Можно сказать, что книга "Секс, о котором вы не знаете" – признак
эволюции, модернизации Католической Церкви. Если вспомнить, что
средневековый пенитенциалий (книга, где перечисляются все грехи и
церковные наказания за них) Бурхарда Вормского предписывал священнику
интересоваться у прихожан, не совокуплялись ли те с женами "на собачий
манер", и накладывать за это епитимью, то прогресс налицо. Однако в
действительности книга Кнотца – скорее частный случай, чем тенденция.
Она куда больше говорит о своем адресате. А именно о католиках,
которым, похоже, только в силу жизненных обстоятельств (принадлежность
к человеческому роду, вступление в брак и необходимость деторождения)
приходится заниматься сексом.
Как же они им занимаются?
Когда католикам говорят, что Бог вместе с ними всегда, даже во время
полового акта, то особенно легковерных эта информация не вдохновляет, а
смущает. Им представляется, что за их телодвижениями, невесть откуда,
наблюдает седобородый старец или Большой брат. Удивляться здесь нечему,
констатирует Ксаверий Кнотц. Представления о Боге сложились у этих
людей в пятилетнем возрасте и с тех пор не пересматривались, не
переосмысливались.
В постели, пишет Ксаверий Кнотц, некоторые католики чувствуют себя
скованно и неуверенно. Они не знают, что можно, а чего категорически
нельзя проделывать с мужем или женой. Им кажется, что за каждой позой
или проявлением чувств где-то на небесах закреплен тот или иной
моральный запрет или санкция. Под влиянием проповеди священника многие
верующие убеждены, что в Церкви до сих пор действует некий существующий
еще со времен Средневековья список, кадастр запрещенных и разрешенных
сексуальных действий. Священник в проповеди этот список не оглашал, а
задать ему предметный вопрос католики не решаются: чего доброго велит
совокупляться в ночных рубахах!
Оральный секс вызывает у католиков подозрение и опаску. Он
ассоциируется у них с порнографическими картинками или видеосюжетами,
от случайного (а как же иначе!) знакомства с которыми их не уберегли
Провидение и ангел-хранитель. Между тем ни Церкви, ни Папе Римскому
недосуг высказываться по этому поводу. Растерянным католикам остается
лишь выбирать: либо отбросить страхи и позволить себе сомнительное (и в
то же время несомненное) удовольствие, либо ждать специального
определения Папского совета по делам семьи, motu proprio или целой
энциклики, посвященной оральному сексу.
Некоторые католики стремятся в зародыше загубить в себе всякую
фривольную фантазию на предмет мужа или жены. Они стараются чрезмерно
не распаляться в постели, полагая, что сексуальное возбуждение –
несомненный признак похоти (за что их ждут в будущей жизни адовы
муки!). Их сексуальная жизнь, таким образом, из сферы "искусства любви"
перекочевывает в область робототехники. Чем-то ужасающим видится им
поллюция или преждевременный оргазм. Это вгоняет их в депрессию, как
если бы из них вытек сам смысл жизни.
Многие католики искренне верят в то, что заниматься сексом они
должны только ради деторождения, а планировать их семьи должен
персонально Господь Бог. Именем Бога освящен и присущий им сексуальный
радикализм: стихийное совокупление с супругом или супругой, спонтанные
зачатия, конвейерное производство детей вплоть до физического
изнеможения и неспособности назвать имена всех порожденных чад. Таким
католикам представляется, что Богу угодно их невежество, что ему
нравится, когда верующий ведет себя не как homo sapiens, способный
пользоваться данным ему разумом, а как инфантильное существо.
Большинство католиков знает, что Церковь не одобряет презервативы,
противозачаточные таблетки и аборты. Но не всем известно, что верующие
вправе учитывать женский цикл и воздерживаться от секса в благоприятные
для зачатия дни. У тех прогрессивных католиков, которым это известно,
впрочем, возникает иная проблема. Они не понимают, как им вести себя в
эти самые благоприятные дни. А что если оргазм – и "вхолостую"?! Это же
грех! Единственный выход – разбежаться по разным кроватям, с головы до
пят закутаться в пижамы, не целоваться, не обниматься, не прикасаться
друг к другу. Таким католикам кажется, что подобная стратегия приводит
к сохранению моральной чистоты. На самом деле, пишет Кнотц, она
приводит к охлаждению отношений, стрессам и распаду семьи.
В интервью газете Rzeczpospolita Ксаверий Кнотц рассказал, что еще в
пятилетнем возрасте родители деликатно, на картинках с собачками и
курочками разъяснили ему, откуда берутся дети. Родители, вспоминает он,
сочувственно относились к сексуальному невежеству своих родственников.
С таким же сочувствием Кнотц относится к своим сегодняшним читателям,
разъясняя им, что на Страшном суде их не попросят держать ответ за
каждый шлепок по ягодицам супруга. Ради "больших детей", которые не
знают о сексе почти ничего и обо всем боятся спросить, он впихивает
нормальную сексологию в прокрустово ложе библейских цитат и выдержек из
церковных авторитетов.
Об одном лишь – по вполне очевидным причинам – не пишет Ксаверий
Кнотц. О том, что сексуальное невежество среди католиков породили вовсе
не "секуляризм", "нравственный релятивизм" или порнографический десант
с экранов ТВ. Его породила зацикленность прихожан на сакрализованных
фигурах невежественных священников, подчас ненавидящих сексуальность
из-за собственной неспособности с ней справиться и ею воспользоваться.
Они эгоистичны. В лучшем случае они гонят тему секса прочь, видя в ней
непреодолимый соблазн для себя и не понимая, что она жизненно важна для
доверившихся им верующих. В худшем случае – отыгрываются на прихожанах
за те ограничения, которым духовенство добровольно подвергло свою
телесность.
Пока это явление будет воспроизводиться, половое невежество
католиков никуда не денется. И книги Ксаверия Кнотца будут раскупать
вполне светские люди. Чтобы от души посмеяться над тем, что католики,
оказывается, "про это" до сих пор так ничего и не знают...