Всё
больше стран, ищущих свое место на планете, начинают использовать ту
или иную религию как государственную идеологию для того, чтобы создать
свою собственную, уникальную идентификацию. И напротив, те страны,
которые имели ярко выраженную национальную идею, приносят последнюю в
жертву ненасытной политкорректности.
Примерами таких стран может
быть с одной стороны Россия, безусловно, светское посткоммунистическое
государство, и США, с другой стороны, тоже светское, но основанное на
библейских принципах и "христианизированное" во всех сферах
государство. Америка старательно избавляется от христианского наследия,
в частности ставя всё больше барьеров на пути религии к школе, а Россия
наоборот - гостеприимно открывает двери государственных школ для
традиционных, по мнению руководства этой страны, религий: православия,
ислама и буддизма.
"Президент России Дмитрий Медведев одобрил
эксперимент по преподаванию религии в государственных школах. Президент
отметил, что к 2012 году преподавание религии может быть введено по
всей стране. В нынешнем эксперименте участвуют около 20% российских
школ". Звучит интересно, особенно для меня, потому что я как раз
закончил статью о запрете молитв и чтения Библии в школах США, и мне
очень хочется сравнить, как "религия" выглядела в школах США и как она,
скорее всего, будет выглядеть в России. Итак:
Преподавание религии
Россия.
Пока одни вопросы. Кто будет создавать учебные пособия? Будет ли
преподаваемый материал централизован, или это будет "инициатива на
местах"? Как будет формироваться преподавательский состав? По
официальным данным, православие будут преподавать светские педагоги
"учителя истории, литературы и психологии, которые пройдут подготовку
на специальных курсах". Эта идея мне совершенно непонятна. Ведь
фактически получается, что пройдет переквалификация кадров,
преподававших ранее историю КПСС и основы научного атеизма. Сама идея
уроков по религии, в таком варианте их подачи, теряет всякий смысл. В
официальных источниках говорится, что это " усилие Кремля по укреплению
моральных ценностей после сложного периода неопределенности,
последовавшего за распадом СССР". Но неужели в этом самом Кремле
серьезно верят в то, что атеисты, обучающие детей православию, способны
поднять на высокий уровень моральные ценности в стране?
Лично мне
представляется, что такие уроки приведут к нетерпимости в школе и
создадут повод для подростков делиться на группировки по религиозному
признаку. Если взять статистику, то в России 88% православных, 13%
мусульман, 3% буддистов и 1% - это иудаизм и все остальные. Можно с
большей долей уверенности определить расклад сил в будущих
"религиозных" группировках и понять кого [опять] будут унижать.
Сложно
предположить, что "преподавание религии" вышеописанным способом вызовет
какие-либо другие чувства, кроме примитивно-религиозного желания
поделить окружающий мир на "своих" и "врагов".
Да если бы даже и
не атеисты вели эти уроки? Как это практически будет выглядеть?
Прозвенел звонок на урок религии и дети разошлись по разным классам.
Православные в один, мусульмане в другой, буддисты в третий, атеисты в
четвертый. А что же иудеи, протестанты и католики? Стоят в коридорах по
разным углам? Прекрасная атмосфера для того, чтобы поделиться на своих
и чужих, вспомнив при этом, например, "бей жидов - спасай Россию."
В
отличие от новой российской инициативы, в Америке религию в школах
никогда не преподавали и детей по конфессиональному признаку не делили.
В начале занятий, во всех общественных школах, читалось несколько
стихов из общей для всех Библии и произносилась общая для всех молитва
"Отче Наш". Никакой специальной литературы для таких занятий не
требовалось, и поэтому исключало возможность для какой-либо из
христианских конфессий проталкивание своего мировоззрения. Многие
школьные округи были уверены, что это вообще не религиозная церемония,
а определенный обряд, который помогает успокоиться и сконцентрироваться
на правильных вещах. Присутствие Слова Божьего в школах и сами слова
молитвы создавали правильную атмосферу и автоматически формировали
"систему ценностей" в общественных школах. Вместе с этим нужно
признать, что Библия и молитва "Отче Наш" имеют отношение только к
христианству и ни к какой другой религии. Тем не менее, в этом нет
ничего противоестественного для США, где христианство всегда было
частью системы государственного образования, как, впрочем, и многих
других основополагающих институтов. Клятва на Библии, например, часть
судопроизводства, как и часть инаугурации Президента, а также клятвы
сенаторов и конгрессменов. Заседания Верховного Суда начинаются с
обращения к Богу и молитвы о Его милости. Все документы особой
важности, такие как Конституция, Билль о Правах, декларации войны и
мира, и даже денежные знаки содержат упоминание Бога, Господа и Святой
Троицы. Поэтому практика молитв в школах была абсолютно органична для
страны, основанной христианами.
Мотивация
Россия.
Что стоит за уроками религии в школах? По официальной версии, как я уже
говорил, это создание "моральных координат". Но российские начальники
не настолько глупы, чтобы не понимать, что это номер не пройдет. Так
зачем же столь хлопотное и затратное мероприятие? На мой взгляд, это
попытка создания государственной идеологии на базе РПЦ. Идеологии,
которая смогла бы заменить коммунизм и стать новой движущей силой в
обществе. Попытка жалкая, из которой кроме проблем ничего не получится.
Жалкая хотя бы потому, что ни одна новая идеология не создавалась по
приказу начальства, а зарождалась независимо от него. Каждая новая
движущая сила общества всегда имела ярких лидеров, посвятивших себя до
смерти ради внедрения в общество новых идей. Коммунизм в этом не был
исключением.
США. Новая государственная система была создана
вопреки системе английской и, как известно, после подписания декларации
о независимости началась война между Англией и только что родившимися
США. Война, закончившаяся победой Отцов Основателей Америки, которые,
победив, получили право на строительство общества согласно своим
принципам.