Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Тайна культа
"Ирония" - фильм, разобранный уже по кадрам, по винтикам, по
малейшим деталям его создания - и все ж непонятный. Непонятно главное -
как так вышло, что 200 и более миллионов человек (!) каждый год на
протяжении 30 с лишним лет смотрят один и тот же фильм? Что за
странность? Как такое вообще может быть?
Все-таки в советском
кино были прекрасные, были даже и гениальные фильмы - но ни у одного не
было такого потрясающего успеха даже близко. Что, неужели "Ирония" так
невероятно гениально снята?!...
Да бросьте. Рязанов - режиссер
крепкий, хороший, оператор там тоже не из последних, но ведь, положа
руку на сердце, кинематографически там - ну ничего такого особенного.
Крепко, ладно, легко - да; но мало ли таких было снято за годы
советской власти?
Может, сценарий гениальный? Тоже вряд ли. Есть
ведь пьеса "С легким паром" Брагинского-Рязанова. Да, она с успехом шла
в театрах, да, ее и сейчас периодически ставят где-нибудь в провинции -
но никакого ажиотажа, хоть на каплю сравнимого с фильмом, пьеса не
вызывает и никогда не вызывала. Смешной пустячок - не более того.
Очевидно, тайна в артистах. Да, Мягков и Яковлев - великолепны, но...
What is Ипполит?
Кстати, а кого играет Яковлев? Никогда не задумывались? Да, что
Ипполита, я знаю, спасибо. Но Ипполит - ОН КТО? Вот Женя Лукашин, как
нам не раз подробно разъясняют - врач. Не просто врач - хирург. И Надя
- она учительница. И не вообще учительница, а литературы.
То есть оба, говоря современным языком, бюджетники. А говоря языком классическим - классические интеллигенты...
А
Ипполит - кто? Его род занятий нам не обозначают ни единым словом. Кто
же он? Может, тайный физик-ядерщик? Или - дайте подумать - может быть,
бармен в каком-нибудь баре для иностранцев?
Шучу, шучу. Какой из
Ипполита бармен? И на ядерщика он, с его занудством, как-то не тянет...
Из "особых примет" Ипполита нам сообщают только то, что у него есть
своя личная машина "Жигули", и дарит он потенциальной невесте не
что-нибудь, а ФРАНЦУЗСКИЕ духи "Мажи нуар" (супермодные, кстати, в то
время)...
И это, доложу вам, многое объясняет! Потому что личное
авто в середине 70-х - это, граждане, ПРИЗНАК. Лишь бы кто себе машину
купить не мог - дорого. Мало того, что дорого - их еще и не было в
свободной продаже. Надо было отстоять многолетнюю очередь... или иметь
ВОЗМОЖНОСТИ.
Мне почему-то кажется, что Ипполит в фильме -
именно из тех, что с возможностями. Не партийный босс, нет...
Исполкомовский. Городской чиновник средней руки. НОМЕНКЛАТУРА...
Неужели гениальное исполнение роли пожилого номенклатурщика Яковлевым сделало фильм культовым?! Или Мягков пел как-то уж очень трогательно?..
Да нет, что вы. Мягков в фильме вообще, как известно, не пел. И, очевидно, не в них с Яковлевым дело...
Не в них дело. Кто же остается? Остается Надя...
Тайна Нади
Итак, Брыльска. Что же - неужели я хочу сказать, что Барбара
Брыльска - гениальная актриса? Или что она как-то неимоверно и
потрясающе сыграла в «Иронии»?!
Отнюдь. Если уж совсем без
обиняков сказать, «по Станиславскому» - так сыграла Брыльска плохо.
Потому что недостоверно. Ну не бывает таких учительниц в обычных
советских/российских школах! Русская училка - это как раз Галя, подруга
Лукашина (кстати, о ее роде занятий нам тоже не сообщают ни звука). Но
вот ее элементарно представить в роли какой-нибудь «классной» 6-го «А»
окраинной московской школы. Как она, уперев руки в боки, отчитывает
второгодника Петрова...
Брыльска «не попадает», увы. Да и было
бы странно ей, польке, отродясь не бывавшей в СССР, с налету попасть в
роль на чужом языке и в незнакомых реалиях! Однако вот какой момент.
Давайте на минуту «произведем замену» - представим, что роль Нади
исполняла бы «Галя» (кстати, такой вариант вроде бы рассматривался...)
Стал
бы такой фильм - с «Галей» в главной роли - культовым? У всех типажей
попадание было бы «в яблочко»! Но что его смотрели бы каждый год на
протяжении 30 с лишним лет - сильно сомневаюсь. Потому что в таком
случае вся «Ирония» была бы проста как три рубля: из двух фриков,
свалившихся ей на голову, изголодавшаяся «разведенка» выбрала того, что
помоложе. Жизненно, да, на ее месте так поступил бы каждый. И всё!
Вокруг чего делать культ?
От изъятия Брыльски фильм меркнет и
исчезает- словно переливавшаяся в полумраке новогодняя елка, которую
вдруг отключили от электропитания. Кстати, вот Ипполит; при всей моей
любви к артисту Яковлеву, попробуем так же «заменить» его на, скажем,
Олега Басилашвили (которому, как мы знаем, только непредвиденные
обстоятельства помешали сыграть в фильме - он ведь был уже практически
утвержден на роль). И что? Конечно, Ипполит будет немного другой,
какие-то акценты будут смещены - но, как мне кажется, в главном фильм
бы не пострадал, его конструкция замену Ипполита выдержала бы.
(Я уже боюсь подумать о Мягкове... Но...)
А
вот без Барбары, игравшей, повторюсь, «НЕПРАВИЛЬНО» и «НЕ ТО» - фильма
нет! В чем же дело? Почему явная ошибка режиссера Рязанова в кастинге
обернулась в итоге его же величайшим триумфом?!
Барбара Брыльска
для советского зрителя - по сути, актриса одного фильма. Никаких ее
ролей ни до, ни после «Иронии» советский (а теперь уже и российский)
зритель по большому счету не знает. Она уникальна для нашего восприятия
- и это ее первый плюс.
Но главное, конечно, не это. Главное -
наши глаза. Сколько бы нас не уверяли с экрана, что мы видим «простую
русскую учительницу Надю» - мы-то видим совсем другое: иностранку!
Советский, а за ним и российский зритель весь фильм в привычных
интерьерах московской/питерской квартиры наблюдал ИНОСТРАНКУ! Причем -
красивую и НЕ ПО НАШЕМУ эротичную.
После выхода фильма
«продвинутые» киноманы и просто зрители передавали друг другу из уст в
уста, как жгучий скабрезный анекдот, байку, что «слышь, эта Брыльска-то
- непроста, ой, непроста; тут нам интеллигеншу изображала, а у себя в
Польше она, говорят, ГОЛОЙ СНИМАЛАСЬ! В тамошней эротике... Да или
вообще порнографии!!»- «Ух, ты! Вот бы посмотреть...» - «Ишь, чего
захотел! Где ж ты ее найдешь...»
Эта жгучая «истина», конечно, была известна далеко не всем, но флер
запретной, ТАМОШНЕЙ эротики всегда незримо витал над всеми сценами с
участием «Нади». Ее видимая сдержанность и даже холодность будоражили
не одно поколение наивных и девственных советских мужчин... Да и, что
греха таить - женщин тоже!
Наша Библия
Вот уж и СЛОВО найдено, дорогие друзья: иностранка! С появлением
этого, невидимого и никак, естественно, не обозначенного в сценарии
пласта невинная бытовая история «из советской жизни» обретает
неожиданную глубину. Теперь оказывается, что два олуха ведут меж собой
борьбу не за какую-то «училку»; соблазнить ИНОСТРАНКУ - это, как
говорится, «совсем другой коленкор». Это плод, запретный уже не в
библейском, а в самом что ни на есть КГБ-шном смысле; это та сторона, в
какую «простым советским людям» смотреть-то не рекомендуется!
Да
и полно - такие ли уж олухи наши герои? Ведь мы уже разобрались, «кто
есть ху». Ипполит - не кто-нибудь, а Представитель Номенклатуры; Женя
Лукашин - врач-бюджетник ... Мы видим преинтересную - особенно для
кастового и стерильного советского кино - коллизию: Представитель
Номенклатуры соперничает с Гнилым Интелем за ба... простите, за
Иностранку. Причем в итоге Интель побеждает!
Продолжим срывать
маски, добираясь до сущностей: Номенклатура (то есть, попросту говоря,
Власть) хочет себе Заграницу, а Интеллигенция ей мешает и сама
прорывается к ней...
И, наконец, мы приходим к трем
архетипическим для жителя СССР образам: Власть и Интеллигенция
наперегонки стремятся к сладким тайнам Запада. То, что все действие
идет в декорациях типовой квартиры и в форме водевиля - неважно; важно,
что ухвачен нерв тогдашней, да и сегодняшней российской
действительности; да, вечное и неутолимое стремление быть и жить «как
на Западе», с Западом, пусть в России - но «по-западному», по-людски...
Рязанов,
возможно, сам того не желая, построил МОДЕЛЬ; самое потрясающее- что в
ней Рязанов еще в 1975 году предсказал ВСЁ. Там выражены не только
«тайные пружины» и желания основных действующих сил общества; там, в
форме водевиля, показана и предсказана Перестройка, крах СССР и КПСС,
история взаимоотношений новорожденной РФ с Западом...
Изучим
канву фильма, вооружившись новыми знаниями. Итак, советская
номенклатура любит Запад; она тянется к иностранному, она его
вожделеет, и плевать, что Власть, мягко говоря, уже не вполне молода,
довольно-таки обрюзгла и вяловата. Запад отвечает на ее поползновения,
но как-то тоже вяло, без особого энтузиазма.
Интеллигенция в это
же время не вожделеет никого, ведет, в общем-то, растительное
существование, никуда не стремится и разве что любит иной раз выпить...
Дальнейшее
развитие сюжета, что очень важно, происходит абсолютно против воли
Интеллигенции - точно так же, как и начало Перестройки! Женю Лукашина в
бессознательном состоянии (!) засовывают невесть куда, и рядом с
Западом он оказывается совершенно СЛУЧАЙНО (!!). Его там никто не ждет
(!!!). Поначалу и он тоже хочет поскорее убраться восвояси - тем более,
что совершенно неожиданно он оказывается на пути у Номенклатуры.
А Номенклатуре дурацкое появление Интеля ломает замечательный намечающийся роман с Заграницей...
И
вот тут - сценарий вдруг ломается. Вместо того, чтобы собрать манатки и
тихо срыгнуть в туман, в свое уютное болото, откуда он так некстати
вынырнул - наш Интеллигент решает воспользоваться ситуацией.
Интеллигенции плевать, что доля ее усилий в достижении возникшего
уникального положения ничтожна; она хочет пожать плоды, коль уж они
сами валятся в руки!
Ну? Разве не показаны здесь, кратко и
четко, все перипетии Первого Съезда народных депутатов СССР, 19-й
партконференции и создания Межрегиональной депутатской группы?
А
стычки между Ипполитом и Лукашиным, переросшие в конце концов в
полноценную драку в партере, закончившуюся полной победой последнего -
разве это не краткий пересказ Тбилиси-Вильнюса («Что вы меня
толкаете?!»), с финалом в виде «победы над ГКЧП»?!
Вот почему,
оказывается, «Ирония судьбы» стал фильмом культовым. Это ведь наша
Библия, друзья. В нем - все начала и все концы, пророчества на
десятилетия вперед...
Реванш Ипполита «с нуля»
И это ведь еще не всё. Становится очень даже понятно, откуда вдруг,
именно в 2000-ных, появилась так называемая «Ирония судьбы-2», а на
самом деле - Анти-Ирония, фильм, призванный в символическом плане раз и
навсегда перечеркнуть свой как бы оригинал... И почему, опять же именно
в Нулевых (!), как-то вдруг из ниоткуда возникло мощное движение «за
Ипполита» - вплоть до того, что иные уже практически всерьез объявляли
именно Ипполита, незаслуженно обиженного и несчастного, главным героем
и моральным победителем фильма. Отсюда же - вдруг проявившееся массовое
раздражение на Женю Лукашина, которого враз объявили «маменькиным
сынком», бесполезным мямлей, только и умеющим (что вдруг стало вызывать
особенную массовую ярость) «бренчать на гитарке»!
2000-ные - это
реванш Ипполита, друзья. В прямом и переносном смысле. Воспрявший
Ипполит взялся не только загнобить Лукашина - он, ничтоже сумняшеся,
решил переписать историю. В новом бездарном фильме нам назойливо
сообщают, что Надя и Женя вовсе не соединялись, что она - конечно же! -
«вышла замуж за Ипполита» и родила кого положено. То есть - не было
никаких съездов депутатов, друзья, не было никакой демократии, никаких,
прости господи, 90-х...НИЧЕГО НЕ БЫЛО, все это померещилось,
помстилось. После 70-х годов сразу наступили 2000-ные, точнее сказать,
с 70-х по дату выхода на экран «Иронии судьбы-2» длилось одно и то же,
ВЕЧНОЕ время. И сегодня - как нас уверял рупор победившей современной
номенклатуры Первый канал, есть только помятый и потерявший всякий лоск
Мягков-Интель - и благообразный, благородный Ипполит... То есть,
простите, бессмертная Номенклатура, во веки веков, аминь.
И на гитарке играть сегодня не надо, немодно это. Признак лузера. Да здравствует Ипполит!
Может, и правда ничего не было?
Вот только КАЧЕСТВО подводит, увы. «Ирония» Рязанова - настоящая, а «Ирония-2» - картонная. Потому что подделка.
Давайте еще раз посмотрим «Иронию судьбы». Рукописи не горят, не перечеркиваются и не нуждаются в продолжениях.
|