Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Женщина - англиканский священник, приняв Ислам, одновременно продолжает исповедовать Христианство.
По пятницам, вскоре после полудня, преподобная Энн Холмс Реддинг
надевает черный платок-хиджаб и идет в мечеть на молитву вместе с группой
мусульман из района Форрест-Хилл. А по воскресеньям Реддинг
надевает колоратку служителя Епископальной Церкви. Она делает и то, и
другое потому, что, по ее словам, является христианкой и мусульманкой
одновременно. Реддинг, бывшая до последнего времени руководителем
формационных программ при епископальном соборе св. Марка, является
священником уже более 20 лет. Сегодня она уже готова сказать пастве,
что вот уже 15 месяцев является мусульманкой, после того, как открыла
для себя всю глубину исламской молитвы. Ее заявления вызвали шок и
множество вопросов, главный из которых: можно ли быть христианином и
мусульманином одновременно? Этот шаг женщины вызвал разноречивую
реакцию. Друзья, в основном, поддерживают мисс Реддинг, а вот
теологи-ученые в раздумье. Одни считают, что в зависимости от того, как
интерпретировать положения этих двух религий, подобный симбиоз
возможен. Другие полагают, что обе религии взаимно исключают друг друга. "В
обеих религиях есть очень и очень отличающиеся друг от друга положения,
- говорит д-р Курт Фридериксон, директор постдипломных программ для
пасторов в теологической семинарии Фуллера в Пасадене, штат Калифорния,
- и основное среди таких положений - это вопрос об Иисусе". Исторически Христианство всегда считало Иисуса Сыном Божиим, Богом воплощенным,
истинным человеком и истинным Богом. Мусульмане же, почитающие Иисуса
как пророка, не
считают его Сыном Божьим. "Я не думаю, что возможно соединить обе
эти религии, - считает Фридериксон. - Подобно тому, как нельзя быть
республиканцем и демократом одновременно". Но мисс Реддинг, которая в
скором времени будет преподавать Новый завет в университете Сиэтла,
приводит другие аналогии. " Я и христианка, и мусульманка, подобно
тому, как я одновременно американка с африканскими корнями и женщина.
На 100% я являюсь ими обеими". Реддинг при этом не считает, что
ей суждено устранить все противоречия. Даже внутри одной религии люди
не могут прийти к согласию по различным деталям веры. "Зачем я буду
тратить время, для того, чтобы привести в согласие все христианские
верования с верованиями мусульманскими? - говорит она, - Главное, что
на базовом уровне я поняла, что эти две религии совместимы. Это все,
что мне нужно". Она утверждает, что почувствовала непреодолимое
призвание стать мусульманкой, быть покорной Богу -именно последнее и
означает слово Ислам. "Это выбор - не вопрос рационального
мышления, - продолжает она - все, что произошло - это зов сердца,
призыв моего самосознания, стремление к тому, кем я по моему мнению,
являюсь. Я просто не могу не быть мусульманкой". Ситуация с
Реддинг совершенно уникальна. Сотрудники национальной штаб-квартиры
Епископальной Церкви говорят, что им неизвестны другие примеры, когда
священник одновременно является и последователем другой религии. Теперь
местный епископ должен принять решение о том, может ли такой человек и
дальше оставаться в служении. Правящий епископ Реддинг его
высокопреподобие Винсент Уорнер говорит, что он принимает Реддинг как
священника Епископальной Церкви и мусульманку и находит подобный
межрелигиозный симбиоз волнующим. Заявление самой мисс Реддинг,
первоначально опубликованное в приходском листке, вызвало
противоречивую реакцию, говорит епископ. Некоторые местные
мусульманские лидеры также ошеломлены. "Быть мусульманином и
христианином одновременно? Я не представляю как это сработает", -
считает Хишам Фараджалла, президент исламского центра штата Вашингтон.
Но Реддинг с распростертыми объятиями приняли в центре аль-Ислам в
Сиэттле, афро-американской мусульманской группе, с которой она молится.
" Ислам ничего не говорит о том, что если ты христианин, ты не
мусульманин"- говорит директор центра Айша Андерсон. Реддинг
верит, что ее пример позволит смягчить межрелигиозную напряженность и
она надеется, что это станет еще одним шагом на пути к созданию
института, изучающего иудаизм, христианство и ислам. "То, что произошло
со мной-это определенный знак надежды", - говорит она. Мисс
Реддинг 55 лет. Всех, кто с ней когда-либо встречался очень впечатляют ее бархатистые карие
глаза и голос, когда она говорит о религии. У нее есть также
классическая певческая подготовка, она пела во время джазовых вечеров,
организуемых в соборе св. Марка. Старшая из трех сестер, Реддинг
выросла в Пенсильвании в семье интеллектуалов, принадлежавших к
местному истэблешменту. Ее отец адвокат, участвовавший в процессе Браун
против коллегии Верховного Суда по вопросам образования, на основании
этого прецедента последовала десегрегация государственных школ. Ее
мать занималась научными исследованиями по программе Фулбрайта. Хотя
ее родители и не были особенно религиозными, Энн была в детстве крещена
и посещала воскресную школу епископальной церкви. Она всегда
чувствовала, Что Бог существует, Бог любит ее, даже тогда, когда дела
шли плохо. Она пережила расизм в школе, сексуальное насилие, во
времена молодости боролась с пристрастием к алкоголю, ее духовное
обновление продолжалось 20 лет. Несмотря на эти трудности, она
закончила университет Брауна, получила магистерскую степень двух
семинарий. Реддинг защитила докторскую диссертацию по Новому Завету в
Объединенной Теологической семинарии в Нью-Йорке. Затем почувствовала
призвание к священству и была рукоположена в 1984 году. Чем
больше она любила собственную церковь, тем больше у нее возникали
вопросы и мнения, представлявшие собой вызов официальной доктрине. Так,
она называла Христианство "мировой религией привелегий", утверждала,
что никогда не верила в первородный грех. И наконец
священнослужительница годами, попросту, боролась с учением о
божественной природе Иисуса. Она нашла хорошее дело для себя в
соборе св. Марка, прибыв в этот главный приход епископальной церкви
штата Вашингтон в 2001 году. Реддинг отвечала за программы по
формированию и углублению религиозных знаний вплоть до марта нынешнего
года, когда ее должность вместе с должностями еще трех служителей была
сокращена по причине нехватки средств. Одновременно, декан собора
говорит, что увольнение священнослужительницы никоим образом не связан
с ее изысканиями в Исламе. По иронии судьбы именно в этом соборе произошла первая встреча мисс Реддинг с живым Исламом. В
конце 2005 года, местный мусульманский лидер был приглашен на беседу в
храм. Затем он начал читать мусульманскую молитву прямо перед собравшимися. Реддинг
была потрясена. Когда молящийся распростерся ниц, ей представилось, что
все его тело было вовлечено в поклонение Богу. Затем весной, на
межрелигиозном уроке в храме другой мусульманский лидер нараспев читал
Коран и провел лекцию об открывании сердец. Лекция разбудила
Реддинг: ей показалось, что молящийся говорит с ее сердцем.
После этого она начала ежедневно молиться. Через некоторое время
скончалась ее мать, и по словам Реддинг. она оказалась в ситуации,
когда ничего больше не оставалось, кроме как покориться Богу. Она также
не может до конца объяснить, что все-таки толкнуло ее на то, чтобы
стать мусульманкой: "Единственное, что могу сказать - это то, что если
Бог приглашает тебя, нельзя отвергать это приглашение". В марте
2006 года Реддинг произнесла Шахаду, засвидетельствовав таким образом,
что есть только один Бог. Она стала
мусульманкой. Перед тем, как засвидетельствовать свою веру, она
много читала об Исламе. Затем она много училась у местных исламских
лидеров. Постепенно она начала принимать участие в
общей молитве в центре аль-Ислам, мусульманской группе, состоящей в
основном из афро-американцев. Иногда ей казалось, что, практикуя Ислам,
она, как будто возвращается домой. В кругах епископальной церкви,
Реддинг общалась преимущественно с людьми белого цвета кожи. "Придя в
аль-Ислам я поняла, что в мире гораздо больше людей с иным нежели белым
цветом кожи, и это оказалось большим подспорьем". Энн Реддинг
обнаружила, что совершение ежедневных мусульманских молитв - один из столпов
веры, которому должны следовать все мусульмане - они дали ей чувство
глубокой связи с Богом, подобного которому она до сих пор не испытывала. Это
пошло от осознания того, что я все время как бы нахожусь между
молитвами. Она сравнивает это состояние с постоянным нахождением в
любви, когда все переживаешь совместно с Богом, жизнь с постоянным
поминанием Бога сознательно. Она изменяет буквально все. Друзья,
не знавшие, что Энн приняла Ислам, говорят ей, что она вся пылает.
Помимо установленных молитв, она ежедневно в молитвах читает Коран. Сама
Реддинг, кстати, утверждает, что ее молитвы ни исламские, ни
христианские - это просто мои личные беседы с Богом или Аллахом - она
призывает Всевышниего обоими именами. "Я при этом остаюсь все тем же
человеком, молящимся одному и тому же Богу" - говорит Энн. По ее
мнению, приход в Ислам во многом напоминает приход в семью, из которой
когда-то ушел. У нас не только общий Бог, но и общий праотец - Авраам.
Общие начала. Действительно Ислам, Христианство и Иудаизм восходят своими корнями к Аврааму,
иудейскому патриарху, почитаемого духовным праотцом во всех трех
религиях. Эти религии разделяют общую веру в одного и того же Бога, и
есть много схожих мест в их священных текстах. Но имеется и много
существенных различий . Так мусульмане считают Коран истинным словом
Божьим, переданном Мухаммаду через ангела Гавриила. Хотя мусульмане и
признают, что Тора и Евангелие содержат откровение от Бога, они в то же
время полагают, что эти откровения были извращены, либо неправильно
интерпретированы людьми. Но самые значительные расхождения между
христианами и мусульманами в христологии. Мусульмане верят в
непорочное рождение Христа, в то, что он - посланник Бога, что он был
взят на небо живым, и вернется в конце времен, чтобы сокрушить зло.
Мусульмане не верят в Троицу и в божественность Иисуса. Для христиан же вера в божественность Иисуса, в то, что он
был распят и воскрес - есть сердцевина их исповедания, равно как и вера
о Троицу - Отца, Сына Св.Духа. А вот воззрения Реддинг были
специфическими уже до принятия Ислама и представляли собой скорее
аллегорическое, нежели догматическое трактование Христианства. Она
считала, что Троица - это некая концепция Бога, которую не следует
понимать буквально. Она не верила в то, что Иисус и Бог суть одно, но в
то, что Бог выше Иисуса. То, что по ее мнению делает Иисуса
уникальным - он среди всего человечества в наибольшей степени воплотил
божественные черты, фактически целиком слившись с Богом. При это он
- сын Божий. Потому что все люди наречены сынами Божьими, в каждом из
них есть доля божественного. Одновременно она продолжает верить в то,
что Христос умер на кресте, а затем воскрес.
Она считает Иисуса своим личным
спасителем. В минуты разочарования она, понимая, что Иисус страдал и
превозмог страдания, говорит:" Он связал меня с Богом". Пока Энн не
может утверждать, что у нее столь же глубинное познание личности
Мухаммада. "Мне еще предстоит познать его личность". Весь вопрос в интерпретации. Некоторые
религиоведы вполне понимают ход мыслей мисс Реддинг. Наиболее
распростаненным среди христиан является убеждение, что Иисус есть Бог,
явившийся на землю однако многие полагают, что его божественность
означает лишь реализацию Духа Божия в жизни и делах, считает Юджин
Уэбб, отставной профессор сравнительного религиоведения в университете
штата Вашингтон. По его мнению, вполне возможно быть одновременно
христианином и мусульманином. " Это всего лишь вопрос интерпретации, но
многие люди не верят интерпретациям". Ихсан Багбай, преподаватель
исламоведения в университете Кентукки соглашается с мнением Уэбба,
добавляя, что ислам стремится быть как можно более гибким. Мусульманин
может верить в Иисуса постольку, поскольку он верит в посланничество
Мухаммада.Но другие ученые настроены весьма скептически. "Богословски,
эти вероучения абсолютно несовместимы", - утверждает Махмуд Аюб,
профессор исламоведения и сравнительного религиеведения университета
Темпл (Филадельфия). - Мусульмане полагают. Что Бог - единственный,
единый и неделимый. Для мусульманина утверждать, что Христос - Бог было
бы богохульством.
Фрэнк Спина, священник епископальной церкви и
профессор Ветхого Завета и библейской теологии в Тихоокеанском
университете Сиэтла высказался однозначно: "Я не думаю, что это
сработает. Ведь для того, чтобы сделать нечто вроде того, что сделала
мисс Реддинг необходимо отказаться от самой сути Христианства. А эта
суть в том, что Христос - не просто великий учитель и пророк, но сам
Бог - Творец всех вещей. На этом принципе Христианство либо стоит, либо
падает, отказавшись от него" . Кроме того, Спина отмечает, что мисс
Реддинг как священнослужитель связана клятвой и не может решать
подобные вопросы исключительно самостоятельно. Сама Энн вполне
отдает себе отчет, что не все христиане и мусульмане воспринимают ее в
таком двойном качестве. "Меня это не особенно волнует, -говорит она, -
никому не дано отнять у меня мое крещение". И точно также твердо она
убеждена, что никто не может отнять у нее тот день, когда она
исповедовала мусульманскую религию. Правда она сегодня не может
исключить, что однажды ей все-таки придется выбирать между этими двумя
религиями. "Скорее всего, я стану стопроцентной мусульманкой и
стопроцентной христианкой, когда умру". Углубление духовности Ныне
Реддинг носит повсюду с собой платок-хиджаб, который нужен ей для того,
чтобы совершать ежедневную мусульманскую молитву. По пятницам она встает на совместную
молитву с 20 другими верующими в центре аль-Ислам. А по воскресеньям,
она молится в церкви Св. Клемента Римского в районе Маунт-Бейкер. Об
одном она молит Бога каждый день: о том, чтобы не стать причиной
скандала или недостойно поступить по отношению к любой из исповедуемых
ею традиций. Ислам, говорит Энн, дал ей возможность глубже
прочувствовать Христианство. Например, поскольку Ислам признает только
человеческую, а не божественную природу Иисуса, это еще более усилило
мнение о том "что все мы можем, без исключения, быть как Иисус". Дуг
Торп, работавший вместе с Энн в формационной группе пытался понять
особенности ее выбора. И он обнаружил, что ее духовность только
углубилась. Таковой вывод стимулировал его к изучению Корана и раздумьям
о собственной вере. "Энн своей персоной символизирует как бы мост между
двумя религиями. Нам сейчас крайне нужны такие мосты". В
автомобиле Энн Реддинг висит сотканный из бусин крест, рядом с ним кожаный медальон с написанным по арабски словом Аллах. " Это
символ того, кем я являюсь, - говорит она, - Смотря на Иисуса через
него я вижу Бога".
|