Газета «Наш Мир» Общий тренд: бум закончился, зрителей просят успокоиться – за шоу заплатят налогоплательщики и иностранные кредиторы
Кризис
ударил по Казахстану примерно на год раньше, чем по России, и поэтому
интересно наблюдать, что там происходит и какие видны тенденции.
Экономика Казахстана по всем показателям меньше российской примерно в
десять раз – те движения мировых рынков, которые вяло колеблют более
инерционную российскую, вовсю разворачивают казахстанскую с
существенным опережением. Зрелище получается достаточно поучительное:
после двух лет кризиса и двух десятков миллиардов долларов
антикризисных вливаний в экономику, высокая цена на нефть и
стабилизация цен на металлы пока не улучшила состояние промышленности и
занятости. Бурный рост сменился тяжелым застоем. Во-первых,
скрытые проблемы банковского сектора резко вышли на поверхность.
Казахстанская банковская система действительно оказалась слишком
большой, неустойчивой в условиях кризиса, перегруженной кредитами
девелоперам и ипотекой, сильно страдающей при прекращении дешевого
финансирования. В настоящий момент вся банковская система – и здоровая,
и проблемная часть – схлопывается. Государство приняло стратегическое
решение о реструктуризации долгов в двух из четырех крупнейших банков
(БТА и «Альянс Банк»), причем потери их кредиторов по нынешним планам
составят 70 – 82,5%, а акционеры потеряли все свои инвестиции.
Вкладчики же не пострадали – государство сделало выбор в пользу своих
граждан и компаний, оставив иностранных кредиторов расплачиваться за
кризис и «косяки» прежнего руководства. Во-вторых, коллапс
перегретого (едва ли не в первую очередь банковскими кредитами и
огромными компенсациями от девелоперов за сносимое жилье) рынка
недвижимости продолжается, утягивая за собой почти всю экономику. С
конца 90-х годов и до 2007 года цены на недвижимость в долларовом
исчислении выросли более чем в 20 раз. Согласно последним данным,
падение цен на жилую недвижимость в Алма-Ате и Астане составило
примерно 75% с уровней лета 2007 года. Число лет, требующейся средней
семье – без еды, питья и одежды – для приобретения за наличный расчет
75-метровой квартиры, упало с рекордных 17 лет до 8, – что все равно
существенно выше аналогичных коэффициентов доступности даже в
крупнейших американских и европейских городах. При этом на рынок
выброшено довольно много нового жилья, построенного за последние годы в
т.ч. в кредит. В Казахстане ипотека значительно более развита, чем в
России, рынок недвижимости более значим для банковской системы. Сейчас
проблемными считаются около 200 тысяч ипотечных кредитов, а
массированные продажи залогов могут усугубить положение и банков и
рынка недвижимости. В-третьих, неожиданно быстро нарастает
уровень государственного участия в экономике. Между 1996 и 2007 годами
Казахстан усиленно снижал уровень государственного участия в экономике,
за исключением нефтегазового сектора – кризис полностью развернул
ситуацию. Вхождение государства в капиталы всех крупных банков
(национализация двух крупнейших), государственный фонд «Самрук-Казына»
как главный и почти единственный источник капитала для частного
сектора, продолжение строительства новых объектов практически
исключительно за счет бюджетных средств резко усилили уровень
государственного вмешательства в экономику. Правительственные
назначенцы напрямую принимают участие в расшивке долговых проблем
банков и компаний – такое участие, наверное, важно в кризис, но пока не
видно никакой стратегии выхода государства из этой роли.
В-четвертых, скукоживаются многие проекты, выглядевшие нормальными в
условиях бума – за неимением возможности их профинансировать,.
Например, крайне важные для правительственного пиара зимние Азиатские
игры, намеченные на 2011 год, будут проведены только в Астане, а
комплекс под Алма-Атой заморожен. Надо сказать, что Казахстан и раньше
активно сокращал расходы и поддерживал крайне жесткую финансовую
дисциплину, – но обычно она не затрагивала таких проектов
государственной важности. Общее ощущение от ситуации в
Казахстане – финансовой кризис стал достаточно фоновой частью жизни.
Уже никто не верит в его быстрое окончание – но и не воспринимает это
как катастрофу. Мирно стоят недостроенные башни банков в будущем
финансовом центре Алма-Аты. Алма-атинское градоначальство приказало
снести заборы и обустроить незастроенные участки под строительство для
использования в качестве временных парков. Бизнес-сообщество лишь
слегка будоражат новости о новых арестах и опалах чиновников и уже
привычных отъездах с семьями в Лондон. Государство продолжает
наращивать свою мощь под лозунгами модернизации, в ожидании, что кризис
рассосется после начала добычи и поступления денег от огромного
Кашганского месторождения. Население решает свои проблемы, особо не
надеясь на государственную поддержку. Президент выступает со все более
чудесными новыми инициативами. Вполне возможно именно этого
нам стоит ждать в России через несколько месяцев – с поправкой на
инертность и масштаб. Скорее всего, больший уровень государственных
вливаний, меньшее развитие ипотеки и низкие темпы нового строительства
не позволят рынку упасть столь масштабно. Размеры банковской системы и
уже огромные масштабы государственного участия позволят обойтись без
массовых реструктуризаций, ограничившись слиянием более слабых
участников при существенной государственной поддержке. Бюджетная
ситуация и накопленные резервы позволяют России менее глубоко и
медленнее резать расходы. Однако общий тренд, скорее всего, останется
прежним – бум закончился, зрителей просят успокоиться: будет не очень
комфортно – но за шоу заплатят собственные налогоплательщики и
иностранные кредиторы. |