По данным Американской ассоциации специалистов по раковым
заболеваниям, в мире только в прошлом году от недугов, связанных с
курением, скончались 5,5 млн человек. Уже в текущем году цифра может
вырасти до 6 млн.
Значительная часть умерших были
гражданами развивающихся стран, но и остальные должны озаботиться этой
проблемой. Между тем, в США подписан закон, по которому контролировать
рекламу табачной продукции будут медики. Отчет American Cancer Society
не стал откровением. Скандалы, связанные с деятельностью табачных
корпораций то и дело сотрясают мир. Еще в 1988 году по инициативе "ФМ"
в Бока Ретон (штат Флорида) состоялся саммит "табачных королей", где
была принята программа действий, призванная нейтрализовать действия ВОЗ
по борьбе с курением.
В итоге, табачные короли начали проводить
активные рекламные мероприятия в странах третьего мира, компенсируя
выпадения доходов у постепенно бросающего курить "золотого миллиарда".
На фоне постепенного, но неуклонного снижения числа курящих на западе,
количество никотинозависимых в развивающихся странах постоянно растет.
По
данным American Cancer Society лидером в этой сфере является Китай, где
курит 65% населения. Для табачных монстров Китай является настоящим
"золотым дном", страна потребляет 37% всего объема мировой табачной
продукции. Известны случаи, когда государственных служащих некоторых
китайских провинций обязывают приобретать определенное количество пачек
сигарет в месяц.
Ситуация в РФ если и лучше, то ненамного.
Сегодня в России курят 60% мужчин и 30% женщин. Но если среди взрослых
мужчин в России курит около 60%, то курильщиков моложе 30 лет - уже
72%. Курящих мальчиков в нашей стране от 28% до 46% от всего
подросткового населения. Число курящих женщин в возрасте за 30
составляет примерно 10%. А вот курящих женщин моложе 30 лет целых 25%.
Курящих девочек по разным данным от 22% до 40%.
В целом,
курильщиками в развивающихся странах являются более 60% мужчин и 10%
женщин, хотя еще полсотни лет назад в той же Африке это были считанные
проценты. Если на западе предпринимаются решительные шаги по
ограничению курения в общественных местах и запрету рекламы табака, то
в развивающихся странах табачники чувствуют себя вольготно. Борьба с
табакокурением носит преимущественно имитационный характер. Попытки
запрета прямой рекламы, как правило, малоэффективны. Табачники легко
обходят их с помощью самых различных способов.
Например,
благодаря так называемым "зонтичным брендам". Табачники увековечат
название своего продукта в безобидном парфюме, шоколаде, в носках и так
далее. Кажется - рекламы нет, но Marlboro, Camel, Virginia останутся у
всех на слуху. В частности, таким способом продвигается премиум-бренд
Davidoff. Под его логотипом широко продается парфюмерия и кофе. Стоит
ли говорить о всем знакомых примерах "скрытой рекламы", когда герои
кинофильмов активно потребляют табачную продукцию на экранах?В США с
курением борются и рекламой и антирекламой. Президент Обама утвердил
закон о передаче Федеральной организации здравоохранения функций по
контролю над рекламой табачных изделий. Теперь на пачках сигарет
появятся изображения обезображенных раком органов курильщиков.
Поступление в продажу пачек с таким оформлением согласно предположениям
снизило количество курильщиков в Канаде за последний год на 5%.
Насколько успешным окажется это начинание сказать сложно, хотя пачки с
обезображенными органами, безусловно, будут производить устрашающий
эффект. По подсчетам аналитиков из American Cancer Society лечение
заболеваний, связанных с курением ежегодно обходится миру в $500 млрд.
Не поставил ли Обама "медведя мед охранять"? Здравоохранение в США
капитализировано до крайности, эта система нуждается в притоке новых
пациентов. В продажах новых антираковых препаратов заинтересованы и
фармацевтические гиганты, тесно интегрированные с системой
здравоохранения.