Все мусульмане – бедные, и богатые, здоровые и больные, старые и
молодые, мужчины и женщины, постившиеся и не постившиеся – должны
завершить пост закятом аль-Фитр, говорит известный исламский ученый Али
Машаэль.
«Закят аль-Фитр является ценной возможностью для всех мусульман,
независимо от финансового статуса, вкусить радость дарения», - считает
главный муфтий Управления Дубая по исламским делам и благотворительной
деятельности доктор шейх Али Машаэль. Большинство ученых согласны с
тем, что для мусульман предпочтительно выплачивать закят аль-Фитр в
месте, где они проводят первую ночь месяца шаввал.
«Таким образом, иностранцам рекомендовано платить закят аль-фитр здесь,
поскольку он выплачивается за разговение, а не пост. Если мусульман
умирает в последний день Рамадана до заката, за него не обязательно
выплачивать закят, даже если он целый месяц постился. Напротив, если
ребенок рождается в последний день рамадана после заката, закят от его
имени обязателен».
Впрочем, закят аль-фитр может выплачиваться в любом месте, например, в
родной стране эмигрировавшего, главное, чтобы он попал в руки неимущим
или нуждающимся. Что касается времени выплаты закята аль-фитр, доктор
Машаэль сказал, что его рекомендуется выплачивать после заката в вечер
Ид или после рассветной молитвы в день Ид.
В то же время некоторые ученые считают, что закят аль-фитр можно
раздавать и за один-два дня до праздника разговения, и даже в самом
начале Рамадана. «Его можно выплачивать и после Ида, но тогда он будет
считаться обычной милостыней, а не закятом», - говорит муфтий.
Рассказывая мусульманам о важности выплаты закята аль-Фитр, ученый
напоминает, что пост считается неоконченным, пока закят не будет
выплачен. «Мусульманин обязан выплатить закят аль-фитр от своего имени
и от имени тех, кто находится на его иждивении, в том числе жены, детей
и слуг. Неуплата закята – большой грех, кроме того, мусульманин
лишается ценной возможности благочестиво завершить пост и исправить
ошибки, допущенные во время него».
Ученый напоминает, что закят аль-фитр выплачивается как в денежной, так
и в натуральной форме, как удобно нуждающемуся. Во времена Пророка,
закят аль-фитр подавался продуктами; в Медине и ее окрестностях это
могли быть ячмень, финики, изюм, сухой йогурт, позднее, пшеница или рис
– словом, продукты, традиционные для данной местности, тогда как
наличные деньги для этих целей использовались редко, пишет сайт "
Ислам для всех".
«Позднее спутник Пророка Муаз Ибн Джабал и благочестивый калиф Омар Ибн
Абулазиз (да будет доволен ими Аллах) позволили закят аль-фитр в виде
предметов одежды», - говорит муфтий. «Сейчас ситуация изменилась.
Многие ученые, в том числе имам Абу Ханифа согласны с тем, что закят
аль-фитр может выплачиваться деньгами и его сумма может меняться в
зависимости от стоимости той или иной валюты», - сказал ученый,
напомнив, что в этом году в Дубае установлен закат в сумме 25 дирхамов.