Итак,
отвечая на вопросы о воскресном выступлении Кашпировского на НТВ: мои
худшие ожидания оправдались. И дело не в том, что по ходу передачи
многократно звучало слово «сеанс», демонстрировался гипнотический
взгляд – и под стать ему подсветка лица ведущего. Все это – как раз
ожидаемые милые мелочи, способные удовлетворить ностальгические
пожелания поклонников гипнотелесеансов 20-летней давности.
Дело в другом. Меня встревожило то, что основное содержание передачи - «мистическое» в худшем антинаучном мракобесном смысле.
Тут и гнутие ложек, взрывы лампочек, поиск пропавших людей и
разоблачение маньяков... В общем, сплошные «чудеса в решете» и
очередная «битва экстрасенсов», в которой проигравшей стороной
оказываются телезрители. В последние годы вновь, как и 20 лет назад,
наблюдается буквально взрывной рост интереса ко всему
«сверхъестественному». Здесь и массовая вера в «сглаз» и «порчу», и
обращение за «магической» помощью для решения разнообразных жизненных
проблем...
Собственно, подробно я писал об этом в нескольких книгах,
посвященных развенчанию распространенных обществе иллюзий, мифов и
суеверий ("Ироническая магия", "Магия реальна?", "Естественное
сверхъестественное"). Насколько "горячей" оказывается эта тема, можно
наглядно убедиться на примере обсуждения моего предыдущего поста о телесеансах Кашпировского на портале Newsland.
В чем же истоки описанного регресса культуры и массового сознания?
Вкратце можно сказать, что причиной подобной «эпидемии
иррациональности» является неуверенность людей в будущем, сложность
устройства современного мира, превосходящая познавательные возможности
среднего индивида, и отсутствие у многих людей морально-нравственного
«стержня». Вот и бросает их в нетрадиционную религию – ибо все
вышеперечисленное по сути является проявлением неоязыческих культов.
Современный "просвещенный" обыватель как будто бы регрессирует,
моментально перескакивает из 21 в. на много столетий назад, к
примитивным религиозным верованиям своих далеких предков. Поистине,
невежество и «сон разума рождают чудовищ».
А что думают об этом представители религий традиционных? Насколько
важна сегодня религиозная культура? Каково место религии в современном
мире растет? Эти вопросы станут предметом обсуждения международной
научной интернет-конференции «РЕЛИГИЯ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ»
По моему мнению, для многих верующих религия становится способом
решения экзистенциальных проблем. Возможно, это применимо даже и на
уровне социальном. Я внимательно слушал воскресную проповедь Верховного
муфтия Талгата Таджуддина (которого знаю с 2002 г.). Проповедь,
посвященная мусульманскому религиозному празднику, по своей
воспитательной направленности напомнила мне психотерапевтическое
обращение: много говорилось о необходимости укрепления духовных
ценностей, гуманном отношении людей друг к другу. И главное, на что я
обратил внимание – слова Таджуддина о необходимости поддерживать
единство страны и общность разных конфессий на духовно-нравственной
основе. Наводит на размышления...
ОПРОС:
Верите ли вы в пользу от Кашпировского и Чумака?