Читая доклад президента США Барака Обамы на собрании
Национальной академии наук, приходишь к горькой мысли: советское
прошлое было для нашей науки и образования золотым веком
Наглядный пример - из глухой провинции, каковой являлся в 50-е годы
мой родной Петропавловск Северо-Казахстанской области. В 1950 году там
было заложено новое здание педагогического института - самое большое,
самое красивое в городе, с портиком и колоннами.
В одноэтажном нашем Петропавловске, где вечерами коровы брели по
улицам, возвращаясь с выпасов, где обком (!) располагался в старом
доме, в трудные послевоенные годы воздвигали роскошный дворец
образования! Чтобы в нем учить учителей. Чтобы они потом учили детей.
Чтобы потом сыны Петропавловска поступали в томские, новосибирские,
свердловские, московские и ленинградские знаменитые вузы, постигали
тайны электроники и других диковинных наук - и их гордые дети уже
свысока, снисходительно говорили: "Ну, это же местный пед"...
А с него-то все и начиналось.
С отношения к образованию, к науке.
Советским Союзом руководили не шибко грамотные люди. Но они
осознавали и твердо проводили линию развития образования, науки. Многие
из нас в семидесятые годы посмеивались над "бездельниками из
расплодившихся НИИ", не понимая, что это - питательная среда, в которой
и вырастают, появляются ученые, создающие настоящее и будущее мира.
Наконец, просто образованное сословие, определяющее лицо общества.
Читая доклад Барака Обамы, вспомнил книжку из отрочества -
"Возращение к горизонту" Владимира Краковского. Там один провинциальный
чудак-самоучка пытался изобрести нечто, не зная, что оно невозможно ни
практически, ни теоретически. Но большой ученый из Москвы потом
объяснил: часто важна не конечная цель, а процесс, он дает побочные
результаты; идя к недостижимой цели, этот человек попутно открыл то-то
и то-то...
"Никто не может предсказать, как можно будет применить на практике
результаты фундаментальных исследований... Именно в ходе
фундаментальных исследований открыт фотоэлектрический эффект, на основе
которого позднее были созданы солнечные батареи. Именно фундаментальные
исследования в области физики привели к возникновению компьютерной
томографии. Расчеты, используемые в сегодняшней спутниковой
GPS-навигации, основаны на уравнениях, записанных Эйнштейном более ста
лет назад", - говорил Барак Обама на собрании Американской национальной
академии.
И у нас так говорили. Кажется, генсек Л.Брежнев, цитируя, в свою
очередь, физика Л.Больцмана: "Нет ничего практичней, чем хорошая
теория".
Понятно, генсек в данном случае был глашатаем. Глашатаем курса,
выработанного партийно-политическим руководством страны, начиная со
Сталина и Хрущева. Советская наука выросла и достигла мировых высот на
фундаменте, заложенном в первые десятилетия советской власти.
Читая доклад Барака Обамы, с гордостью и печалью отметил его слова о
том, что 50 лет назад американцы были потрясены успехами СССР в
космосе, Америка признала превосходство советской науки. И срочно
приняла меры. На финансирование фундаментальных исследований конгресс
решил выделять ежегодно 4 процента от валового внутреннего продукта. Но
через 25 лет, после очевидных громких успехов, вершиной которых стали
лунные экспедиции, расходы сократили в два раза. Что тотчас же
аукнулось на образовании. "В математике и точных науках американских
студентов и школьников намного обогнали студенты и школьники из
Сингапура, Японии, Англии, Нидерландов, Гонконга, Кореи, - сказал
Обама. - Я объявляю о поддержке образования... Ведь мы знаем, что
страна, которая опередит нас в образовании сегодня, завтра обгонит нас
и в других областях".
(Дальнейшие идеи и планы о развитии образования президент Обама
изложил в речи 8 сентября, которая сейчас также широко обсуждается в
Америке.)
И потому, как Линкольн в разгар гражданской войны думал о будущем и
основывал Национальную академию, так нынешняя власть Америки в разгар
экономического кризиса "обеспечивает крупнейшее в американской истории
вложение средств в научно-технический прогресс... Нам пора вновь выйти
вперед. И сегодня я хочу поставить эту цель: мы вложим более 3
процентов ВВП (валового внутреннего продукта) в научные исследования".
3 процента американского ВВП - это примерно 450 миллиардов долларов
в год. Государственных. А ведь через различные фонды в американскую
науку вкладываются еще и немалые частные деньги.
Доклад потрясает не только масштабами финансовых инвестиций, но и
масштабом мышления, масштабом задач, осознанием настоящего и будущего
Америки, уверенностью в том, что все сказанное свершится и уже
свершается: "Капиталовложения, о которых я говорю сегодня, обеспечат
наш успех в течение последующих 50 лет. Дети и внуки будут помнить, что
работа, проделанная нашим поколением, определила прогресс и обусловила
процветание в XXI веке. Эта работа начинается с исторического решения о
поддержке всего спектра фундаментальной науки и прикладных
исследований".
Так и сказал: "Историческое решение".
Российский академик Владимир Накоряков назвал выступление и программу Обамы провозглашением новой эры.
Россияне о речи Обамы почти ничего не знают. Если б знали, может, задумались: а где наше место в этой новой эре?
Министерство финансов обнародовало "Основные направления бюджетной
политики", по которым военные затраты, как всегда, увеличиваются, а
расходы на образование сокращаются на 41 (!) процент. Что до науки, то,
если брать абсолютные цифры, российские ученые получают из бюджета в
75-80 раз меньше, чем американские. С 2009 года - еще меньше.
Почему недоучившийся тифлисский семинарист Сталин и донецкий
рабфаковец Хрущев понимали, что значит образование и наука для
настоящего и будущего страны, а нынешние правители, уроженцы столичного
Петербурга, выпускники старейшего и знаменитейшего университета России
- не понимают?
Никто не ответит.
Можно лишь рассуждать, к чему приводит большое количество
образованных людей в ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ государстве, насколько они
несовместимы с ним. В СССР к 80-м годам инженеры, гуманитарии, научные
сотрудники, читающие и знающие все на свете, составляли не просто
значительную, а наиболее уважаемую, авторитетную часть общества. К ним
прислушивались, хотели быть такими, как они. А они, советские
интеллигенты, создали свой мир - сторонились чиновничества, государства
и его идеологии, ни во что ставили пропагандистские потуги. Так
возникла общественная атмосфера 70-80-х годов. К началу программы
"Время" дежурные в районных энергосистемах были настороже - резко
падала нагрузка в электросетях, потому как регионы выключали телевизоры.
Государственная идеология повисла в пустоте. И рухнула в пустоту.
То поколение советских интеллигентов почти исчезло. Одни вымерли, других превратили в маргиналов, третьи уехали за границу.
Нынешнее население, не обремененное образованием и чтением, верит всему, что говорят по телевизору кремлевские пропагандисты.
Нынешние юноши и девушки массово мечтают стать чиновниками.