Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
На днях согдийское отделение Партии Исламского Возрождения Таджикистана
(ПИВТ) получило заявление от двенадцати учениц общеобразовательных
школ. Девушки жаловались на то, что администрации школ
Бободжонгафуровского района и города Худжанда запрещают им переступать
школьный порог в мусульманских платках «русари».
Это не первый случай в Северном Таджикистане, когда школьниц и
студенток высших учебных заведений за ношение «русари» отлучают от
образовательного процесса, нарушая тем самим их конституционные права,
утверждает председатель ПИВТ в Согдийской области Наимджон Самиев.
Таким образом, руководители школ нарушают, в частности, статью 41
Конституции Таджикистана, гарантирующую каждому гражданину республики
безусловное право на получение образования.
- Чиновники обосновывают свой запрет на ношение «русари»
требованиями Положения о школьной форме, утвержденного приказом №544
министра образования Таджикистана 30 июля 2004 года. Этим документом
для учащихся общеобразовательных школ введена единая форма одежды. Но
ведь носить головные уборы Положение не запрещает, - говорит Н.Самиев.
Со своей стороны, начальник Управления образования Согдийской
области Саидмухтор Джалолов заявляет, что в Положении о школьной форме
четко показаны дозволенные для ношения в школьных стенах формы
национальной одежды, и «русари» не входит в их число.
- Если девушки приходят в школу в национальной одежде, частью
которой являются обычные платки, то им этого никто запретит, - поясняет
Саидмухтор Джалолов. - Однако мы должны отличать от обычного платок
«русари», который является аксессуаром религиозной, а не национальной
одежды. Тем не менее, я не поддерживаю руководства общеобразовательных
школ, которые не допустили до занятий девушек, пришедших в «русари». Я
разберусь с этими руководителями, - пообещал чиновник.
Как объяснила председатель женского отделения ПИВТ в Согдийской
области Хафизабону Садыкова, национальные платки отличаются от «русари»
тем, что они не закрывают все запретные для чужого взора части тела,
определяемые как аврат. Согласно исламским требованиям, аврат у
женщин считается все тело, кроме лица и кистей рук. Волосы на голове у
женщины тоже относят к аврат и подлежат укрытию.
Корреспонденту «Ферганы.Ру» удалось встретиться с восемью из
двенадцати девушек, написавших заявление в ПИВТ. Все они сообщили о
грубом отношении к ним со стороны представителей администраций школ: на
учениц оказывалось психологическое и физическое давление. У кого-то из
них отобрали все учебники, других заставили долго стоять у доски,
третьих называли «монашками». Одну девушку из Матчинского района
постарались оскорбить как-то изощренно: руководство школы заявило, что
ее платок является «предметом еврейской одежды».
Три сестры-мусульманки не намерены отступаться
Ученица 8-го класса средней школы №76 Бободжонгафуровского района
Нилуфар Зохидова рассказала нам, что первого сентября она не пошла в
школу, опасаясь, что может стать объектом осуждения со стороны школьной
администрации. Второго сентября директор школы Эрматова вызвала ее,
заставила снять с головы «русари» и только после этого отпустила домой.
А назавтра директор вызвала в школу милицию – для запугивания девушек,
пришедших в «русари». С тех пор Нилуфар в школу не ходит.
- Почему тебя выдворили из школы? - спрашивает Саидмухтор Джалолов
самую маленькую пострадавшую за ношение религиозной одежды - ученицу
четвертого класса средней общеобразовательной школы №6 города Худжанда
Мухибу Саидолимову.
- За «сатри аврат», (специальная одежда для женщин, диктуемая исламским каноном. - Прим. ред.) - отвечает Мухиба.
- Но ведь вместо «русари» можно повязать косынку, - пытается уговорить девочку С.Джалолов.
- Нет, - упорствует Мухиба, - я привыкла к аврат, это одно из требований Аллаха.
Как же разрешить этот конфликт? В управлении образования Согдийской
области только разводят руками – мы, мол, всего лишь исполнители, а
чтобы коренным образом изменить ситуацию, нужно ввести поправки в
Положение о школьной форме. Пока же Саидмухтор Джалолов советует
девушкам обращаться в частном порядке в прокуратуру или к нему лично в
случае, если их не будут пускать на учебу или станут осыпать насмешками.
Председатель юридического консорциума Таджикистана, кандидат
юридических наук Рахматилло Зойиров считает, что, прежде всего, следует
определиться: «русари» – это предмет религиозной одежды или
традиционной, воспринимаемой сегодня как религиозная в рамках
мусульманского образа жизни. Но если даже исходить из того, что это –
предмет религиозной одежды, следует иметь в виду, что свободу совести
или вероисповедания, которая является конституционной нормой и
конституционным правом человека, нельзя ограничивать каким-либо
ведомственным актом, каковым является Положение о школьной форме,
утвержденное министерством образования Таджикистана. Тем более что это
Положение не устанавливает, а лишь рекомендует форму, то есть - носит
рекомендательный характер, а не обязывающий.
Но несмотря на это, школьников и студентов Таджикистана обязали
надевать галстуки и строгие костюмы, девушкам запретили приходить на
занятия в брюках, мини-юбках, им предложили придерживаться стандарта
«белый верх, черный низ» или ходить в национальных таджикских платьях и
не надевать мини-юбки, отказаться от ярких украшений и макияжа.
Ограничения касаются не только внешнего вида учащихся. Напомним, что не так давно президент Таджикистана Эмомали Рахмон
запретил школьникам и студентам иметь при себе мобильный телефон, даже
если тот выключен, добираться до учебного заведения на личном
автомобиле, проводить выпускные балы и праздники букваря.
Между тем, как «Фергана.Ру» сообщала ранее,
министерство образования Таджикистана решило пойти дальше и подготовить
документ, теперь уже регулирующий форму одежды школьных преподавателей.
Образцы учительской формы сейчас разрабатываются местными дизайнерами и
в скором времени будут представлены в прессе.