Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Насколько
сексуальный контент на телевидении действительно влияет на наши жизни?
Этот вопрос стал ключевым в недавно опубликованном отчете фонда Генри
Кайзера под названием «Секс на телевидении».
Характеризуя социальную среду, в которой «примерно 4 млн. случаев
передаваемых половым путем заболеваний среди американских тинейджеров
ежегодно, и более трех четвертей миллиона беременностей малолетних»,
авторы утверждают – «информация, которую молодежь получает о сексе,
крайне важна, в том числе и та, которую она черпает из СМИ».
Исследование было проведено в рамках исследования «Kaiser Family
Foundation», анализирующего влияние развлекательных масс-медиа на
общество. Программа также работает с лидерами шоу-бизнеса, чтобы помочь
им донести важные идеи о здоровье до молодежи.
Исследование было проведено профессором Дейлом Канкелом из университета
Калифорнии в Санта-Барбаре и рядом других специалистов. Ученые выбрали
в общей сложности 1114 американских телешоу, переданных за период с
октября 1999 г. по март 2000 г., причем телешоу совершенно разных
жанров, за исключением выпусков новостей, спортивных и детских передач.
Была составлена неделя телевещания из 938 случайно выбранных шоу с 10
телеканалов. Остальные 176 программ отражали телевизионный прайм-тайм.
В этом исследовании не осталось не затронутых каналов. Выборка включала
широковещательные сети, синдицированное вещание, государственные
телеканалы, а также кабельные каналы. Таким образом 10 каналов,
выбранных для исследования, охватили все сегменты телевизионной
индустрии: «ABC», «CBS», «Fox», «HBO», «Lifetime», «NBC», «TNT», «PBS»,
«USA» и «KTLA».
Что такое сексуальный контент?
Данное исследование сделало то, что обычно должны делать родители на
постоянной основе, – мониторинг содержимого телепрограмм, которые
смотрят их дети. Довольно часто родители, у которых нет домашнего
кабельного телевидения, ошибочно считают, что местные широковещательные
каналы не передают программы сомнительного содержания. Хотя нередко в
комических ситуациях можно заметить явные намеки на сексуальное
поведение.
Исследование отмечает сцены, такие как, например «пара страстно
целуется и раздевает друг друга у постели, затем экран темнеет, и
изображение переходит на следующее утро, когда обнаженная пара лежит
под простыней» - это довольно яркий пример того, как не показанный
половой акт явным образом подразумевается.
Исследователи обратили внимание на два аспекта телевещания: разговоры о
сексе и изображение сексуального поведения. Были просмотрены тысячи
сцен на предмет наличия того или другого, и особое внимание было
уделено тому, чтобы определить – использовали ли продюсеры того или
иного шоу сексуальный контент как ключевую идею программы.
В выводах исследования говорится, что «разговоры о сексе включают
обсуждение героями своих собственных или чьих-то еще сексуальных
действий или интересов. Все сцены, содержащие сексуальный контент, были
проанализированы на предмет упоминания возможных рисков или последствий
сексуальной активности, в том числе, упоминания контрацепции,
презервативов, безопасного секса, передаваемых половым путем
заболеваний, беременности, абортов, воздержания или возможности
отложить начало половой жизни. Все упоминания этих вещей были
пересчитаны, даже самые мелкие и несущественные».
Сексуальное поведение включает в себя собственно половой акт, сцены,
где он явным образом подразумевается, прикосновения интимного
характера, страстные поцелуи, физический флирт. В исследование были
включены только те сцены, где сексуальное поведение было значимой или
первостепенной идеей сцены; те сцены, в которых содержалось сексуальное
поведение, но не было выраженного акцента на него, не были включены
исследователями с перечень сексуального контента.
Основные результаты
Среди ключевых результатов исследования можно отметить следующие:
- 67% всех шоу включали сексуальный контент, по сравнению с 56% в 1997-1998 гг.
- Каждое четвертое телешоу (27%) содержало сексуальное поведение, а во всем остальном велись разговоры о сексе.
- Три из четырех шоу, передававшихся в прайм-тайм, содержали сексуальный контент, по сравнению с двумя из трех в 1997-1998 гг.
- Значительно увеличилась доля комедийных ситуаций, содержащих сексуальный контент.
- Половой акт был изображен или явным образом подразумеваем в каждом десятом телешоу.
- Две трети (68%) героев, участвовавших в сексуальных сценах, были по
возрасту старше 25 лет, около четверти (23%) попадали в возрастную
категорию 18-24 лет и 9% были явно младше 18 лет.
- Из всех телешоу с сексуальным контентом каждое десятое содержало
упоминание о безопасном сексе или возможных рисках и ответственности за
секс.
- Программы, изображавшие героев подросткового возраста в сексуальных
ситуациях, чаще других содержали упоминания о рисках и ответственности
за секс.
- Программы, которые содержали или явным образом подразумевали половой
акт, чаще других включали в себя упоминания о рисках или
ответственности за секс.
На кого оказывается наибольшее влияние?
«Kaiser Foundation» сделала значительный вклад в ведущиеся дебаты по
поводу секса на телевидении. Авторы признают с самого начала, что
подростки подвергаются влиянию идей, передаваемых на телевидении,
наиболее сильно. Признавая, что «что есть другие более значительные
влияния на сексуальное развитие молодежи», авторы утверждают, что
телевизионные посылы сексуального характера также играют весомую роль –
не только в информировании молодежи, но и в формировании представления
о том, чем занимаются, что говорят и думаю молодые люди их возраста.
Возможно, телеиндустрия примет во внимание мощность своего влияния на
развитие и поведение молодежи. Однако в реальной жизни слежка за тем,
что смотрит по телевизору ребенок, должна оставаться долгом каждого
родителя.
|