Раздельное
обучение практикуют сегодня не только в военных или хореографических
училищах. Классы для мальчиков и девочек есть и в общеобразовательных
школах. О преимуществах гендерного подхода, который соответствует
религиозным ценностям, рассказывает директор лицея №103 раздельного
обучения «Гармония» города Железногорска Красноярского края Елена
Дубровская.
- Елена Николаевна, на чем основана идея раздельного обучения?
В ее основе – доказанный наукой факт: мальчики и девочки развиваются и
мыслят по-разному, а значит – педагог должен работать с ними по-разному.
В учебе девочки более организованны, аккуратны, и попытки учителей
заставить мальчиков обеспечить в тетрадях такой же порядок, как
правило, обречены на неудачу. В первом классе девочки опережают
мальчиков в развитии на полтора-два года, они даже выглядят старше и
зачастую лучше готовы к школе. Девочки лучше воспринимают информацию на
слух, мальчики – визуально, поэтому на уроке мальчику лучше дважды
показать, девочке - повторить. Их надо по-разному поощрять: мальчика
нельзя гладить по голове, а девочку не надо называть «молодец».
Мальчику интереснее решать задачу о том, сколько тонн угля привез в
порт сухогруз, а девочкам – о том, сколько тюльпанов было посажено в
саду.
Идея раздельного обучения основана еще и на том, что у женщин и мужчин
разные роли в обществе, разное предназначение. Считается, что женщины
склонны к четко регламентированным видам деятельности вплоть до мытья
посуды и стирки, а мужчина – это добытчик и открыватель новых земель,
он способен на мощный всплеск энергии в ограниченный период времени.
Эти особенности хорошо видны даже в педагогическом коллективе, где
женщины и мужчины играют разные роли. Учитель-мужчина порой заполнять
журнал не станет, мы за него это сделаем, зато он отличный стратег,
генерирующий новые идеи.
- Как в вашей школе появилось раздельное обучение?
Двадцать лет назад, когда школа только открылась, мы задумывались, как
повысить качество образования, и решили провести эксперимент по
раздельному обучению. Сейчас у нас в каждой параллели один класс
мальчиков, один класс девочек, один смешанный. Примечательно, что ни в
один год мы не потеряли раздельные классы.
- Но ведь наверняка возникали какие-то проблемы.
Конечно. Например, поначалу мы решили, что мальчикам нужен спорт -
фехтование и ушу, зимой лыжи, коньки, а девочкам – музыка и иностранные
языки. Через год возникла проблема: мальчишки дерутся. Психологи
объяснили, что им тоже нужны предметы эстетического цикла. На второй
год у мальчишек музыки стало столько же, сколько и у девчонок, и они
изменились.
- А как же дружба, общение, первая любовь, если дети учатся в разных классах?
Дети разделены лишь на уроках. На переменах, экскурсиях, праздниках они
вместе, и к совместным вечерам ребята очень тщательно готовятся.
Однажды я слышала такой разговор двух пятиклассников: «У тебя бриолин
есть? У нас сегодня вечер с девчонками».
По нашим наблюдениям, девочки в раздельных классах ведут себя более
женственно, они всегда ухоженные, подтянутые. У мальчишек другое к ним
отношение - не толкают их, не оскорбляют.
- Какие факты подтверждают эффективность раздельного обучения?
Опыт школ, практикующих раздельное обучение, показывает, что у ребят из
раздельных классов выше успеваемость и крепче здоровье. Одна из причин
в том, что уже в начальной школе дети не испытывают стрессов,
обусловленных тем, что вербальные способности у девочек лучше развиты,
что они лучше готовы физиологически, легче переносят учебу. Нет у них и
проблем, связанных с половым созреванием, когда мальчики начинают
обращать внимание на одноклассниц, которые тем временем интересуются
ребятами постарше, а своих сверстников ни во что не ставят.
Есть и абсолютно объективный критерий – результаты ЕГЭ. В этом году ЕГЭ
по математике в раздельных классах в среднем сдали на 80 с лишним
баллов, в смешанных – на 50, хотя никакого отбора в раздельные классы
мы не проводим. У школы за прошедший учебный год 28 побед на олимпиадах
различного уровня, 22 из них принесли ученики раздельных классов. Очень
многие выпускники наших раздельных классов учились и учатся в
престижных вузах Москвы. В семейной жизни у наших выпускников тоже
проблем нет.
Для нас очень важно, что идею раздельного обучения поддерживают
родители, поскольку видят результаты своих детей. Вслед за старшим
ребенком в раздельный класс, как правило, отдают младшего.
- Может быть, раздельное обучение стоит активнее внедрять в школах по всей стране?
К этому я не призываю, хотя есть положительный опыт не только отдельных
школ по России, но и очень престижных учебных заведений в Англии,
Швейцарии, США. Наверное, внедрение раздельного обучения должно
опираться на инициативу конкретных людей – директоров школ, учителей,
родителей, руководителей муниципалитетов. Но, на мой взгляд, любой
учитель в любой школе должен чувствовать разницу при работе с
мальчиками и с девочками, понимать, что они талантливы по-своему и к
знаниям идут разными путями.