Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш
Мир»
Вторая статья посвящена тибетскому вопросу в Китае, политике Далай-ламы, российской перспективе при решении этой проблемы.
Буддизм проник в Тибет еще в IV веке, однако устойчивые контакты с
буддийским миром наладились только к VII веку, а с конца VIII века
буддизм стал официальной религией. В XIV веке в Тибете возник институт
Далай-лам – линии реинкарнаций Бодхисаттвы Ченрези. Пятому Далай-ламе
удалось при поддержке монголов объединить Тибет. С тех пор Далай-ламы
фактически заняли место правителей Тибета. В XVII веке этот титул
официально был закреплен за ними. В 1950 году Тибет силовым путем был
присоединен к Китайской Народной Республике, но практически 10 лет
Далай-лама XIV Тензин Гьяцо официально оставался главой теперь уже
автономного района.
В 1954-1955 годах Далай-лама встречался с представителями китайской
Компартии и получил заверения о том, что даже в случае создания
Тибетского Автономного Района, о котором шла речь на тот момент,
тибетская культура, тибетская самобытность, религия будут в полной мере
сохранены. Но последующие события привели к конфронтации. В 1959 году
вспыхнуло Тибетское народное восстание, которое было жестоко подавлено
китайской армией.
О ситуации, которая сложилась в Тибете за время китайской оккупации,
Далай-лама рассказал в своем послании, приуроченном к 50-летию
восстания: "Оккупировав Тибет, правительство коммунистического Китая
провело целый ряд кампаний с применением репрессивных и насильственных
мер. Среди них "демократические реформы", классовая борьба, создание
коммун, Культурная революция, введение военного положения и относящиеся
к более недавнему времени патриотическое перевоспитания и кампания
"жесткого удара". Непосредственным результатом этих кампаний стала
гибель сотен тысяч тибетцев. Линяя преемственности буддийской Дхармы
была прервана. Тысячи религиозных и культурных центров, каковыми
являлись мужские и женские монастыри и храмы были стерты с лица земли.
Здания и памятники исторического значения были разрушены" – в этом
следует искать основные причины тибетского сепаратизма.
После восстания 1959 года Далай-лама XIV был вынужден эмигрировать в
Индию. С этого времени начинается отсчет существования тибетского
правительства в изгнании. Со временем из Дхарамсалы – столицы Тибета в
изгнании – начиная с 60-70-х годов, на Запад потянулись вереницы
учителей дхармы, которые быстро обосновались в США и странах Европы, а
в начале 90-х попали и в Россию. Благодаря активной деятельности
Далай-ламы XIV и открытию по всему миру дхарма-центров, руководителями
которых становились тибетские ламы-эмигранты, Западный мир узнал о
трагедии Тибета. Мировое признание этой гуманитарной катастрофы
отразилось в присуждении в 1989 году Далай-ламе XIV Нобелевской премии
мира.
Деятельность тибетской диаспоры определяет поведение тибетцев,
живущих в Китае. Не исключено, что масштабные антикитайские выступления
в ТАР провоцируются из Дхарамсалы. В марте прошлого года в годовщину
Тибетского народного восстания в Лхасе вспыхнули крупные беспорядки,
которые позволили Далай-ламе резко выступить на международной арене в
адрес Китая. Он назвал действия Китая культурным геноцидом. Власти КНР
в свою очередь обвинили лидера тибетских буддистов в организации
беспорядков.
В своих политических заявлениях Далай-лама настаивает, что борется
не за независимость Тибета, а за широкую автономию в рамках КНР. Его
политика срединного пути и ненасильственного решения проблемы
предполагает нахождение компромиссного варианта решения тибетского
вопроса. Но, как отмечает главный редактор журнала "Русский мир.ру"
Евгений Верлин, "до сих пор Далай Лама не распустил правительство в
изгнании, которое существует уже 50 лет, и несколько десятков тысяч
представителей тибетской аристократии стоят за то, чтобы придать
автономии гораздо больше черт независимости, чем хотелось бы Китаю".
В тибетских дхарма-центрах по всему миру политика освобождения
Тибета подспудно подается вместе с азами буддийского вероучения. Образ
Тибета в учении воспринимаемом американскими и европейскими адептами
тибетской ветви буддизма романтизируется и ставится в разряд
сакральных, что побуждает людей активно включаться в движение за
освобождение Тибета. Среди активных сторонников освобождения Тибета
немало известных людей, например, голливудский актер Ричард Гир,
американские буддологи Роберт Турман и Александр Берзин. По всему миру
действуют филиалы Фонда Далай-ламы – российское отделение возглавляет
известный российский буддолог Андрей Терентьев.
Тактика тибетских эмигрантов состоит в том, чтобы весь мир узнал о
тибетском вопросе. Для этого по всему миру ездят буддийские учителя,
монахи крупных монастырей, с лекциями и ретритами. Буддистов зовут для
обмена опытом католики и протестанты. А религиозный потенциал
новообращенных европейцев и американцев часто направляется на
свойственную скорее для западных религий миссионерскую деятельность,
среди них особенно выделяется лама-датчанин Оле Нидал.
В отличие от уйгуров тибетцев поддерживают почти все западные
страны. География визитов Далай-ламы очень широка и везде его принимают
на высоком государственном уровне. Со стороны Китая такие встречи
всегда вызывают публичный протест, а иногда и ухудшение
торгово-экономических и политических отношений со странами,
принимающими Далай-ламу, так что некоторые государства отказывают ему.
Именно эта причина препятствует лидеру тибетских буддистов посетить
Россию.
Во многом борьба за освобождение Тибета держится на личной харизме
тибетского лидера, и остается открытым вопрос, кто возглавит ее, когда
Далай-ламы XIV не станет. Лидер тибетских буддистов уже не раз
заговаривал о своем преемнике. Он может родиться, по словам Далай-ламы,
уже не в подконтрольном Китаю Тибете, а в какой-нибудь другой,
свободной буддийской стране.
Вероятнее всего, ею может стать Индия, где живет большая часть
тибетской диаспоры, или Монголия. Но есть вероятность, что тибетские
ламы поедут искать будущего тибетского лидера в одну из буддийских
республик России, в надежде найти покровительство у северного соседа.
Если такое случится, Россия окажется перед дилеммой: с одной
стороны, Китаем, который естественно негативно воспримет новую прописку
лидера сепаратистов, с другой – Западный мир, который традиционно
поддерживает тибетскую эмиграцию. Сейчас Далай-ламе XIV 74 года, и он
надеется прожить еще лет десять, но и он не застрахован от разных
непредвиденных обстоятельств, особенно с учетом его распорядка жизни, в
которой заметное место занимают путешествия по всему миру.
|