Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
После победы Октябрьской социалистической революции 1917 года
официальной государственной идеологией в Советской России, а
впоследствии и СССР, был провозглашен коммунизм. Нормой отношения к
любой религии стал атеизм, получивший за свою активную и непримиримую
войну с верой определение «воинствующий».
Жертвами этой войны становились все верующие, независимо от
конфессиональной принадлежности. Были закрыты подавляющее большинство
храмов, мечетей, многие из них были разрушены. Борьбе с исламом
уделялось повышенное внимание в виду того, что религиозность среди
народов, исповедующих его, по сравнению с другими народами, была
относительно высока. Так, в эпоху сталинских репрессий среди
религиозных деятелей, расстрелянных и заключенных в тюрьму без суда и
следствия, мусульман в процентном соотношении было больше, чем
представителей других религий. После смерти Сталина борьба с религией
получила продолжение, хотя религиозных деятелей перестали массово
расстреливать и сажать в тюрьму.
Однако это вовсе не означает, что в СССР ислама не было. Например, в
столице Туркменской ССР – Ашхабаде – не оставалось ни одной легально
действующей мечети. Несмотря на это, практически все коренное население
продолжало жить по нормам и традициям ислама. Аналогичная ситуация
складывалась в других республиках Средней Азии, Кавказа, в меньшей
степени – в регионах компактного проживания мусульман центральной
России, Урала и Сибири.
Власти периодически устраивали облавы с намерением выявить тех, кто
соблюдает обряды ислама. Например, устраивались медицинские осмотры
детей в школах, чтобы определить, кому из мальчиков было сделано
обрезание. В священный месяц Рамадан – время поста - школьникам
специально давали выпить воды; отказ грозил родителям серьезными
проблемами, вплоть до увольнения с работы.
Несмотря на преследования, в стране продолжали действовать неформальные
центры религиозной жизни и образования, находившиеся в Средней Азии, на
Кавказе, в Центральной России. Люди объединялись в неформальные группы,
создавали общины, в которых шло изучение основ ислама и арабского
языка. Из-за отсутствия исламской образовательной базы, которая была
полностью уничтожена в советский период, у мусульман не осталось
авторитетных ученых. Поэтому наиболее образованные члены общин
исполняли роль преподавателей для своих единоверцев.
С началом перестройки в СССР начался процесс религиозного возрождения.
В конце 80-х годов появились первые официальные курсы арабского языка и
основ ислама, началось строительство мечетей и издание мусульманской
литературы. После снятия запретов, действующих в отношении религии,
миллионы людей устремились к своим истокам и традициям предков. В
считанные годы после распада Советского Союза были построены тысячи
мечетей, открыты многочисленные мусульманские курсы и учебные заведения.
Религиозный ренессанс был бы невозможен без либерализации российского
законодательства, приведения его в соответствие с высокими
международно-правовыми стандартами. В октябре 1990 года Верховным
Советом РСФСР был принят закон "О свободе вероисповеданий",
предоставлявший гражданам страны широкие религиозные свободы. Свобода
совести и вероисповедания получила закрепление в Конституции 1993 года.
В 1997 г. был принят новый федеральный закон "О свободе совести и
религиозных объединениях", который в большей степени отвечал
сложившимся реалиям в сфере отношений государства и религиозных
конфессий. Закон обеспечивает конституционный принцип вероисповедания и
предоставляет широкие права всем религиозным организациям.
Несмотря на стремительный рост количества мечетей и медресе, общей
проблемой для российской уммы оставалось отсутствие квалифицированных
преподавателей. В начале 90-х тысячи молодых людей отправились на учебу
за рубеж, главным образом в арабские страны. Однако тамошние
религиозные учебные заведения в большинстве своем оказались
ориентированными на сугубо духовное образование, уделяя недостаточно
внимания общему развитию учащихся. Подавляющее большинство российских
мусульман возвращалось на родину, не испытывая интереса к продолжению
образования в этих заведениях. Понятно, что ни о каких глубоких
познаниях ислама речи быть не могло. Знания многих студентов
ограничивались несколькими заученными фрагментами из Корана, парой
десятков хадисов Пророка и бытовым арабским языком.
Однако даже эти жалкие обрывки знаний выделяли их обладателей на общем
фоне. Некоторые студенты по возвращении занялись самообразованием,
исходя из собственного интеллектуального уровня и взглядов на жизнь. Со
временем вокруг них стали собираться группы молодых людей, движимых
огромным стремлением к исламской самоидентификации и возрождению
утраченных ценностей. Зачастую в эти сообщества попадали люди с
ограниченным кругозором, бывшие представители криминальных структур со
своими понятиями, методами организации и управления. Все это приводило
к распространению радикальных идей, появлению экстремистских
группировок. Определенное влияние на эти сообщества оказывалось извне в
целях давления на Россию.
Радикализации части мусульманской молодежи в определенной мере
способствовало сформировавшееся в советскую эпоху отношение к исламу
как исключительно к религиозному культу. Попытки ограничить ислам,
априори носящий всеобъемлющий характер и охватывающий все стороны жизни
человека, стенами мечети приводили к маргинализации значительной части
мусульманского общества, появлению радикально настроенного
мусульманского андеграунда.
Сложившейся ситуацией не преминули воспользоваться окопавшиеся в России
деструктивные силы как националистического, так и прозападного толка. В
ряде СМИ развернулась оголтелая антиисламская кампания. Увидели свет
многочисленные псевдонаучные исследования, призванные гипертрофировать
проблему радикализма, превратить ее в проблему ислама в целом. Одной из
наиболее показательных работ такого плана стал «научный» доклад одного
из известных российских востоковедов «Эндогенный радикализм в исламе»,
в котором автор представлял ислам религией, агрессивной по своей
природе.
Необходимо отдать должное российскому руководству, которому хватило
политической мудрости и дальновидности, чтобы, с одной стороны,
обуздать антиисламскую истерию, ведущую страну к неминуемой
дестабилизации и этно-конфессиональному взрыву, а с другой – жестко
пресечь экстремистские и сепаратистские проявления, навести
конституционный порядок на Северном Кавказе и в других проблемных
регионах. Огромное содействие в этом представителям власти оказали сами
мусульмане. Так, во время нападения бандформирований на Дагестан в
1999-м году мусульманское ополчение сражалось бок о бок с отрядами
милиции и регулярными войсками.
За последнее десятилетие произошло серьезное развитие в сознании
российской уммы. Мусульмане России стали стремиться получить хорошее
образование, как религиозное, так и светское, активнее участвовать в
общественно-политической, экономической и информационной жизни своей
страны. Помимо мечетей стали появляться мусульманские общественные
организации с участием экономистов, юристов, журналистов,
представителей творческой интеллигенции, которые позволяют
реализовывать не только сугубо духовные, но и культурные, социальные,
экономические потребности гражданина. При общественных организациях
были созданы влиятельные средства массовой информации. Недавно при
Ассоциации «Собрание» открылся Центр стратегических исследований
«Россия – Исламский мир». Государство начало использовать потенциал
таких организаций для привлечения мусульманской молодежи к позитивному
участию в жизни своей страны, противодействия экстремизму, сближению с
мусульманским миром, и в других областях.
Эти тенденции говорят о нормализации ситуации в российском
мусульманском сообществе, позволяют надеяться на скорое решение проблем
безопасности России и ее дальнейшего развития как многонационального и
поликонфессионального государства.
|