В 1666 году во время прогулки по саду при Кембридже (Англия) Исаак
Ньютон увидел, как яблоко падает с дерева. Фрукт, будто подталкиваемый
невидимой силой, упал прямо на землю (согласно другим источникам,
яблоко упало Ньютону на голову). Это наблюдение заставило Ньютона
разработать понятие гравитации.
К сожалению, эта история может быть всего лишь выдумкой Вольтера
(Voltaire). Но даже если Ньютон всерьез начал задумываться о гравитации
в 1666 году, понадобились годы упорной работы, прежде чем он понял, что
к чему. Другими словами, открытие гравитации — это не мгновенное
озарение, а недели упорной работы, потому то труд Ньютона был
опубликован только в 1687 году.
Недавно психологи выступили с термином, описывающим такую личностную
черту как твердость характера. Сама по себе идея не нова. Еще Томас
Эдисон говорил: «Гениальность — это 1% таланта и 99% упорного труда».
Ученые быстро осознали, что твердость характера — это не просто желание
усердно трудиться, но еще и способность выбрать долговременную цель и
стремиться к ее достижению.
Долгое время твердость характера ассоциировалась с аутотренингами.
Но новые исследования основываются на относительном измерении твердости
характера у людей. И как оказалось, твердость характера - важный
компонент успеха (который часто недооценивается).
«Могу поспорить, нет ни одного успешного человека, не обладающего
твердостью характера», - говорит Анжела Дакворт (Angela Duckworth),
психолог из университета Пенсильвании. «Никто не талантлив настолько,
чтобы не трудиться усердно, а усердие возможно только при наличии
твердого характера».
Ученые надеются, что лучшее понимание этой черты позволит обучать
этому навыку в школе и приведет к поколению более волевых детей.
Родители, конечно, тоже сыграют свою роль, так как есть доказательства,
что даже случайные комментарии или похвала ребенка могут значительно
сказаться на его отношении к испытаниям.
Внимание к твердости характера также является частью большой научной
попытки изучить индивидуальные черты характера, которые обуславливают
достижения в реальном мире. Тогда как ученые долгое время были
сосредоточены на измерениях интеллекта, например, тесте IQ, как важном
маркере будущего успеха, сейчас стало явно, что большая часть
достижений человека не имеет ничего общего с умом. Наоборот, это в
основном зависит от личностных качеств, таких как твердость характера и
добросовестность. Конечно, ум тоже важен — Ньютон был действительно
гением — но просто иметь высокий уровень интеллекта недостаточно.
Тогда как учителя и родители постоянно пропагандируют широту
кругозора, и в большинстве колледжей существует обязательное посещение
всех основных дисциплин, от истории до математики, успех в реальном
мире больше зависит от развития каких-то определенных навыков.
Важность личностных качеств в достижении успеха подняла другой вопрос - можно ли воспитать в детях твердость характера?
Одним из значительных моментов в обучении является объяснение детям, что развитие таланта занимает много времени и сил.
Интересно то, что похвала детей за ум может негативно сказаться на
их способности справляться со сложностями, что является проявлением
твердости характера. Недавно Кэрол Двек (Carol S. Dweck), психолог из
Стэндфордского университета, и ее коллеги протестировали сотни
пятиклассников в 12 различных школах Нью-Йорка. Детей разделили на две
группы, в каждой из которых был проведен адаптированный для
пятиклассников тест на определение IQ. После прохождения теста одну
группу похвалили за ум, а другую за старания.
Затем пятиклассники прошли еще один тест, который был рассчитан на
восьмиклассников. В этом случае Двек интересовала реакция детей на
испытание. Учащиеся, которых похвалили за старания усердно работали над
решением задач. Дети, которых похвалили за ум, напротив, быстро
отчаялись.
Заключительным этапом тестирования интеллекта был тест такой же
сложности, что и первый. Ученики, похваленные за усердие, улучшили
результат в среднем на 30%. А вот результат ребят, похваленных за ум,
ухудшился приблизительно на 20%.