Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Известный русский экономист, автор первых межотраслевых балансов
США в 1930-х годах, до этого работавший в Китае в конце 1920-х, Василий
Леонтьев, посетив Китай в середине 1970-х., заметил: "Китай взял у СССР
всё самое лучшее и ничего - плохого". Пожалуй, это наиболее объективная
характеристика ретроспективы, реалий и перспектив Китая.
Во всяком случае, в Китайской народной республике, отмечающей
сегодня своё 60-летие, как и в руководстве Компартии Китая, и сейчас
отмечают, в том числе на официальном уровне, что основы китайской
социалистической государственности и экономики были заложены с братской
и разнообразной помощью Советского Союза. Причем многие аспекты
экономического созидания, планирования и управления в СССР
1930-середины 1950-х годов поныне изучаются и используются в Китае.
О китайской "экспансии" в Россию уже опубликовано много материалов.
Подчеркнем - небезосновательных. Но дело в том, что Китай фактически
создаёт базу большего своего влияния в соседних с ним регионах РФ на
случай, если они отделятся от Москвы. Потому что демографическая и
социально-экономическая ситуация в тех регионах, да и её перспективы,
увы, далеки от благоприятных.
Да, Китай не желает, чтобы соседние с ним регионы бывшего СССР стали
марионетками США и Японии. Потому Китай создаёт - уже создал пояс
дружественных себе государств. Чему нелишне поучиться и России.
Впрочем, и СССР, и Российская Империя небезуспешно создавали
аналогичный пояс вокруг себя, по тем же причинам.
В конце 1950-х-начале 1960-х хрущевское руководство намеренно
обострило разногласия с Китаем, особенно по вопросу о Сталине, и
сделало максимум того, чтобы Китай с СССР оказались на пороге войны.
Известны и такие факты. Брежневское руководство продолжало в основном
ту же линию и даже... уговаривало Тайвань на совместную с СССР атаку
против КНР с участием американских войск на Тайване, и попыталось
устранить Мао Цзэдуна; китайцы устроили кровавое побоище на пограничном
амурском острове Даманский и чуть было не взорвали Останкинскую
телебашню... Всё это, в конце 1960-х-начале 1970-х, едва не привело к
войне - последней для человечества.
Что касается нынешней китайской политики в соседних с КНР регионах
России, - эта политика существенно облегчается "экспортно-сырьевым"
социально-экономическим курсом, в том числе на Дальнем Востоке и в
Восточной Сибири, который проводится Москвой фактически с середины
1980-х.
А природно-ресурсные, транзитные и общеэкономические возможности
этих регионов, если таковые окажутся под влиянием США и Японии, -
станут "работать" на распад КНР. Повторять же сценарии уничтожения СССР
и КПСС в Китае, мягко говоря, не хотят...
Причем в Китае и сегодня сохраняется не только официальное, но и
общенациональное уважение к памяти СССР, И.В. Сталина и многих тысяч
советских воинов, погибших во имя свободы Китая. Кстати, этот год в
Китае объявлен "Годом Сталина" в связи со 130-летием со дня его
рождения (21.12. 2009 г.). Переиздаются его произведения, по-прежнему
обязательные для изучения в системе подготовки
партийно-государственных, комсомольских кадров и в государственных
вузах гуманитарного профиля. Выпускаются также документальные фильмы по
"сталинской" тематике.
Китай - опять-таки, в "сталинском" контексте - отнюдь не повторяет
политику "экспортно-сырьевой иглы" 1960-х-1980-х годов, которая была
едва ли не главным фактором экономического распада СССР. Характерный, в
этой связи, пример. Китай располагает очень крупными ресурсами нефти и
особенно газа (свыше 400 млрд. кубометров) в Синьцзян-Уйгурском
автономном районе, территория которого больше половины Европы. Но
расконсервировать их не спешит, ибо, как считают в Пекине, пока еще не
создана должная потребительская-отраслевая база для использования тех
ресурсов. Иначе, как утверждают китайские власти и эксперты, КНР
окажется в положении послесталинского СССР, экономика и технологии
которого оказались неготовыми к комплексному использованию, особенно к
максимально глубокой переработке большинства видов сырья, и прежде
всего - нефти и газа. Потому и встал СССР на экспортно-сырьевую "иглу",
эстафета которой перешла к России. Так что в Китае наступить на те же
грабли явно не хотят...
Главная задача регионально-экономической стратегии современного
Китая, судя по официальным документам КНР и выступлениям его
руководителей, - создание развитой, многоотраслевой инфраструктуры в
центральном и западном регионах (т.е. в наименее развитых регионах). А
также крупных, подчеркнем, перерабатывающих предприятий. В тех регионах
намечено создать свыше 60 таких предприятий, в том числе до половины -
экспортоориентированных, и электроэнергетические мощности на базе
колоссальных местных гидроресурсов мощностью свыше 600 миллиардов
кВт-ч. А также межрегиональные железные и автодороги. Всё эти проекты
уже реализуются с помощью прежде всего государственных
капиталовложений, а это многие десятки миллиардов долларов.
Заметим, что в Китае сохраняется государственное планирование
экономики и внешней торговли, хотя и менее директивно-обязательное, чем
в 1950-1970-х годах. Вот, в этой связи, мнение Ли Чуаньтуна, директора
Института экономики и политики Дальнего Востока при Госсовете (совете
министров) КНР по ситуации в экс-социалистических странах и по главным
акцентам современного курса китайской компартии:"Большинство стран,
входивших прежде в мировую социалистическую систему, оказались склонны
к скорейшему переделу национального имущества без достаточного внимания
к проблемам модернизации государственных предприятий и эффективного
управления ими.
Китай же выбрал путь постепенных реформ собственности. Методам
выгодной Западу "шоковой терапии" была противопоставлена "китайская
гомеопатия".
Результаты такого подхода выглядят лучше, чем в бывшем СССР и большинстве восточноевропейских стран.
Реформу системы собственности в Китае нельзя отождествлять с
приватизацией. Развитие в экономике новых укладов рядом с госсектором и
разгосударствление части собственности трактуются у нас как
диверсификация форм собственности. И, если оценивать роль государства в
экономике и по действенности госрегулирования экономических процессов,
а также по конкурентоспособности госпредприятий, эту роль в КНР следует
признать ведущей. В целом, реформирование госсектора шло и идёт у нас
по принципу "Держать крупное - отпускать мелкое".
Сегодня доля государства в ЖКХ, легкой промышленности, сельском
хозяйстве и сфере торговли снизилась до 30 %. Но в традиционных
"естественных монополиях" и финансовом секторе госучастие составляет
минимум 80%. Еще выше его уровень - почти 100% - в телекоммуникациях и
СМИ. Государственная концепция "гармоничного общества" - это сочетание
китайской традиции с марксизмом и в экономике, что позволяет тщательнее
решать вопросы государственной управляемости и социальной
справедливости в Китае".
Безусловно, Китай отнюдь не лишён многочисленных проблем. Это,
например, и подстрекаемый извне антикитайский сепаратизм, и
существенный разрыв в доходах городского и сельского населения, и
межрегиональные диспропорции в социально-экономическом развитии.
Избыточность, дешевизна и, как следствие, значительная текучесть
рабочей силы делают любую китайскую продукцию едва ли не самой дешевой
в мире по себестоимости. Но это - с одной стороны. А с другой - у
властей нет особой необходимости постоянно и существенно повышать
уровень зарплат, ибо рабочую силу, причем сверхдешёвую, можно быстро
набрать или заменить в нужном количестве. Зарплаты же в КНР не нужно
быстро и существенно повышать также потому, что там сохраняется
достаточно жёсткое госрегулирование цен и тарифов, а, например,
завышение цен производителей и/или в торговых компаниях влечёт за собой
разнообразные санкции, вплоть до лишения права работать/торговать. В то
же время, небезызвестный лозунг "Кадры решают всё" и поныне воплощается
в Китае. По темпам не только подготовки, но и трудоустройства в КНР
национальных кадров - инженерных, научно-технических, медицинских,
гуманитарных - Китай с середины 1970-х годов занимает первое место в
мире.
И вот - один из результатов такой политики - Китай с середины 1980-х
входит в число стран-мировых лидеров по темпам развития экономики,
особенно промышленности и сельского хозяйства, по темпам роста
промышленного экспорта и производственных капиталовложений, роста
золото-валютных госрезервов. Как и по размерам привлечения зарубежных
инвестиций, опять-таки, в производственные отрасли. Кстати, первые
свободные экономические зоны в КНР появились еще в первой половине
1970-х - т.е. при жизни Мао Цзэдуна.
Отметим также, что, согласно китайским официальным источникам, еще в
1948-1952 годах Сталин советовал Мао Цзэдунув большей мере учитывать
экономическую специфику Китая, его экономическую историю и "учиться
больше на ошибках и проблемах, чем на успехах Советского Союза".
О такого рода рекомендациях Сталина Мао напоминал и в 1970-х, когда
по его инициативе начались первые рыночные эксперименты. И, кстати,
даже в годы разгула "Культурной революции" (1966-1969 гг. ) в Китае
развивался национальный малый и средний бизнес, чему, естественно,
поражались и что скрывали советские советские пропагандисты. Кроме,
пожалуй, одного - Владимира Желоховцева ("Культурная революция" с
близкого расстояния", М., "Наука", 1972).
Кстати, - насчет ошибок СССР. В Китае отказались от создания союзных
республик, на чем в нашей стране настоял В.И. Ленин в начале 1920-х при
трансформации РСФСР в СССР. В китайском руководстве опасались и
опасаются превращения некитайских, то есть национальных элит,
географически отдалённых и максимально самостоятельных от Пекина, в
базы развития антикитайского-антикоммунистического сепаратизма. Поэтому
все национальные регионы в КНР - автономные районы, одинаковыми
символами запечатлённые на государственном флаге Китая. Так что в КНР
воплотилось то, что в начале 1920-х предлагал Сталин: все национальные
регионы должны войти в состав РСФСР в качестве автономных республик,
районов и/или округов, чтобы единому государству в меньшей степени
зависеть от их сепаратистских устремлений.
Так что прогноз Сталина практически подтвердился, хотя и обвинил его
Ленин в "синдроме великодержавности" и "стремлении ущемить права
нерусских республик". А вот Китай демонстрирует обоснованность
упомянутого предложения.
Китайские коммунисты нашли идеологическое обоснование и своему
рыночному социализму: они и сегодня ссылаются на последнюю книгу
Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952 г.). В той
книге чётко сказано о необходимости... разгосударствления экономики:
"Некоторые товарищи полагают, что передача собственности отдельных лиц
и групп в собственность государства является единственной или, во
всяком случае, лучшей формой национализации. Это неверно. На самом
деле, передача в собственность государства является не единственной и
даже не лучшей формой национализации, а лишь первоначальной формой
национализации, как правильно говорит об этом Энгельс в
"Анти-Дюринге"...". Именно этот сталинский тезис советские
пропагандисты... как бы не заметили даже при жизни Сталина, к его
возмущению (хотя и безрезультатному). А вот Китай (а также Вьетнам,
Лаос и Куба) практически воплотили столь реформаторский сталинский
постулат. Точнее - осуществили разгосударствление экономики, но отнюдь
не безоглядное и массовое, как в постсоветской России...
Многие китайские и зарубежные специалисты небезосновательно
утверждают, в этой связи, что "вождь народов" в конце своей жизни
наметил именно то, что воплотили его китайские последователи.
|