Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Религиозное движение "Фалуньгун" в Китае является силой которая
может влиять на политическую власть страны, число членов секты
превышает число тибетских и уйгурских сепаратистов вместе взятых, но мы
знаем о "Фалуньгун" непростительно мало.
В 1992 году отставной военный Ли Хунчжи создал и возглавил
религиозное движение "Фалуньгун". Движение получило название "Общество
по изучению Великого закона колеса Дхармы" и быстро проявило признаки
тоталитарной секты: ярко выраженную эсхатологическую направленность,
обожествление лидера и синкретичность. В качестве основных положений
своей религиозной деятельности Ли Хунчжи выдвинул учение о практике
самосовершенствования, основанной на трех принципах: Истине, Доброте и
Терпении.
За короткий срок движение обрело большую популярность. По некоторым
данным, в Китае в нем участвовало до 70 млн человек, а среди китайских
эмигрантов в США – до 8 млн. По словам организатора движения Ли Хунчжи,
число его приверженцев по всему миру достигает 100 млн человек. В число
учеников Фалуньгуна вошли и многие высокопоставленные члены КПК,
руководители госучреждений и военные. За несколько лет в стране
сформировалась неподконтрольная органам Компартии организация с
разветвленной структурой и поддержкой в государственных структурах
Китая. КПК получила в лице Фалуньгуна серьезного противника.
К тому же у практики, основанной на истине, доброте и терпении,
быстро проявилась и оборотная сторона. По данным статистики на 2008 год
с момента начала деятельности Фалуньгуна только в Китае погибли 1660
человек. 1400 человек умерли из-за запрета на лечение, 239 человек
покончили жизнь самоубийством. Помимо этого 140 человек получили
серьезные травмы, а более 600 человек сошли с ума. Участились бытовые
убийства на религиозной почве. В качестве реакции на происходящее в
китайских СМИ стали появляться статьи и репортажи с разоблачениями
деятельности секты. Фалуньгун ответил массовыми демонстрациями около
редакций газет и телевидения.
В июле 1998 года последователей секты собрали в Пекине многотысячные
пикеты около редакции газеты "Цилу Ваньбао" и Пекинского телевидения.
Весной 1999 года у стен Тяньцзинского педагогического университета
прошла шеститысячная демонстрация, во время которой был избит академик
Китайской Академии наук Хэ Цзосю, незадолго до этого написавший
разгромную статью о движении. В июле того же года около здания
Центрального телевидения произошли массовые беспорядки, после которых
власти решили положить конец деятельности секты, включив ее в список
запрещенных религиозных организаций.
Сотрудник Государственного музея истории религии, религиовед
Александр Зельницкий говорит, что "известия о колоссальных жертвах
движения выглядят несколько странно на фоне ситуации в соседнем
Тайване, где это движение не запрещено и где никаких инцидентов,
связанных с Фалуньгун, не происходит". Скорее всего, выступления против
Фалуньгун, организованные в прессе, были спланированы КПК, которая
решила избавиться от опасного конкурента. Между тем, самого Ли Хуанчжи
в период описываемых событий в Китае не было – он еще в 1993 году
переселился в США.
Последняя громкая акция последователей секты состоялась 5 марта 2002
года. Представителям движения каким-то образом удалось перекрыть канал
телевещания агентства "Синьхуа" и выступить с обращением к
общественности. "Несомненно, что преследования, которым подвергается
Фалуньгун в КНР, являются преимущественно политическими. Власти склонны
видеть в этом движении угрозу внутриполитической стабильности – говорит
Александр Зельницкий – Многие заявления Ли Хунчжи носят ярко выраженный
оппозиционный характер. Кроме того, в своих высказываниях он нередко
называет представителей власти и правопорядка "слугами дьявола".
В последние годы активность движения Фалуньгун переместилась с
территории Китая на Запад. Американские и европейские правозащитные
организации собирают свидетельства о преследованиях последователей
секты в Китае. Специалист по вопросам прав человека в Китае Джером
Кохэн в марте этого года на вопрос о том, какие темы для КПК являются
наиболее чувствительными, ответил: "Хотя причины этого и не совсем
понятны, но, без сомнения, первое место в этом списке занимает новая
организация Фалуньгун". В июле этого года около 60-ти конгрессменов США
направили президенту Обаме письмо с требованием использовать любые
способы, чтобы предоставить последователям Фалуньгун всестороннюю
помощь и поддержку.
Известный американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер говорит о
том, что в Китай на сегодняшний день очень нестабилен, и в ближайшем
будущем к власти в стране может прийти именно религиозный лидер.
Тоффлер не исключает варианта, что это может быть лидер секты подобной
Фалуньгун.
Удивляет большая популярность движения среди китайцев – 70 млн
человек до официального запрета для синкретической тоталитарной секты –
это цифры весьма внушительные. Для сравнения, секта Аум Синрикё в
период расцвета по официальным данным составляла 40000 членов, а
западная секта Свидетели Иеговы – более 7 млн членов по данным на 2008
год. Скорее всего, популярность секты в Китае объясняется тем, что
секта быстро стала синонимом диссидентской деятельности. Среди жертв
гонений на движение, называемых западными правозащитными организациями,
много учителей, госслужащих и бизнесменов и всех тех, кого принято
считать интеллектуальной элитой среднего звена.
Пристальный интерес экспертов к движению Фалуньгун объясняется
совершенно иными возможностями, которые существуют именно у этого
источника нестабильности в Китае: 1) число членов секты превышает число
тибетских и уйгурских сепаратистов вместе взятых;
2) деятельность движения Фалуньгун не имеет ярко выраженного этнического характера – секта универсальна для любых наций;
3) возможный масштаб деятельности Фалуньгун не ограничивается
обретением независимости отдельно взятого автономного района страны –
секта может претендовать на смену власти в общегосударственном масштабе.
Футуролог Элвин Тоффлер считает, что "местные религиозные протесты
дорастут до гигантского общемассового выступления" в Китае, которое
может привести к насильственной смене правящей власти в стране. В
преддверии юбилея китайское руководство предпринимает все возможные
меры для того, чтобы предотвратить любые акции протеста. По данным
Центра тибетской культуры и информации, руководитель
политико-юридической комиссии Чжоу Юнкан, входящий в десятку высших
партийных боссов, назвал "народной войной" меры безопасности, которые
должны быть введены в преддверии юбилея основания КНР в Пекине, Тибете
и Синьцзяне. Власти ждут от сепаратистов активных выступлений. Причем
дополнительную интригу событию придает тот факт, что 2009 год стал
юбилейным не только для КНР. 60-летие Китайской народной республики
совпадает с 60-летием присоединения Синьцзяна к Китаю, 50-летием
Тибетского народного восстания, 10-летием запрещения движения Фалуньгун
– такая вот китайская нумерология.
|