Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Некоторые заявляют о несовместимости ислама и демократии. Именно так
утверждает Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций и передел
мирового порядка»: «Причины провала установления демократии в большей
части мусульманского мира во многом кроются в исламской культуре и ее
враждебном отношении к западным либеральным ценностям». …Я не согласна
с утверждением, что ислам враждебно настроен к демократии, а либерализм
присущ лишь Западу. Немало данных эмпирических исследований показали,
что это не так.
Можно утверждать, что ХХI век ознаменуется мирным ростом
демократии и умеренных сил по всему миру, особенно в мусульманских
государствах, и опровергнет тезисы, представленные в книге
«Столкновение цивилизаций»… Демократические страны не ведут борьбу с
другими демократическими странами. Демократия не спонсирует терроризм
на государственном уровне…
Есть масса доказательств, что демократия – цель, присущая как
Западу, так и мусульманским странам. В исследовании 2002 года известные
ученые Пиппа Норрис и Рональд Инглхарт сопоставили отношение к
демократическим ценностям. Их работа представляет собой «сравнительный
анализ системы ценностей мусульманских и немусульманских обществ в 75
странах всего мира». Они изучили, как в мусульманских и немусульманских
странах относятся к идеям демократии, независимо от типа
государственного правления, чтобы выявить уровень и интенсивность
поддержки демократических ценностей в мусульманском мире. Они пришли к
выводу, что к демократическим ценностям стремятся повсюду.
Демократические ценности поддерживаются в мусульманском мире так же,
как и в западном. По моему опыту, в отношении Пакистана данное
утверждение верно.
Норрис и Инглхарт обнаружили, что «за последние годы почти во всем
мире наблюдается активная поддержка демократических идеалов».
Демократические ценности настолько универсальны, что «вопреки теории
Хантингтона, по сравнению с Западом, в мусульманском мире поддержка
демократии даже немного выше». Данный вывод получен путем анализа трех
показателей: работа демократии на практике, поддержка демократических
идеалов, неодобрение идеи о необходимости сильного лидера государства.
По мнению Норриса и Инглхарта, ислам и Запад занимают
противоположные позиции в социальной сфере, а не в политической.
Западные страны, в отличие от мусульманских, демонстрируют большую
приверженность к равным правам женщин и толерантность по отношению к
сексуальным меньшинствам. В мусульманском обществе доминируют более
традиционные представления по данным вопросам. Хотя мусульманские и
западные общества отличаются друг от друга, различия менее категоричны
в отношении политических вопросов: выборов, правления, парламентской
демократии, - чем в культурных и социальных. Важно, что обе цивилизации
в равной степени стремятся к демократическим идеалам и демократическому
правлению. Исследование Норриса и Инглхарта опровергает один из
наиболее спорных тезисов теории столкновения цивилизаций, что
социальные и культурные различия между западным и мусульманским
обществом порождают острые противоречия между ними в политической
сфере. /…/
Вопреки утверждениям тех, кто нелестно отзывается о мусульманах во
всем мире, ислам и демократия гармонично существуют вместе. Принципы
демократического правления есть и в мусульманских учениях, и они
составляют основы ислама. Демократические государства не могут
выступать в роли спонсоров терроризма. Поэтому я делаю вывод /и бросаю
вызов тем,кто не согласен/, что если демократия приживется и выживет в
мусульманском мире, вероятность конфликтов заметно снизится. Кроме
того, устранится возможность вооруженного столкновения между
мусульманскими демократическими и западными демократическими
государствами, а также спонсирования терроризма мусульманскими странами
против Запада…
Если мировое сообщество хочет предотвратить столкновение
цивилизаций, необходимо оказывать содействие развитию демократии в
мусульманском мире. Рецепт установления мира – развитие демократических
выборов и демократического правления в исламских странах. Мусульманским
государствам необходимо помогать создавать и поддерживать
демократическую инфраструктуру, закрепить процедуру демократических
выборов и обеспечить получение опыта политическими партиями , путем
поддержки создания, функционирования и финансирования
неправительственных организаций по социальному обеспечению и правам
человека, защиты независимости СМИ, проведения парламентских и
конституционных реформ, создания независимого от политического влияния
правосудия, и не поддерживать военную диктатуру, а укреплять
вооруженные силы, признающие власть конституции.
Демократические блоки и инфраструктура помогут демократии выжить в
долгосрочном периоде. Укрепление демократических институтов даст
демократии шанс выстоять в любом обществе, особенно в мусульманском,
где ставки высоки как нигде больше. Демократия принесет мир.
Конкурентоспособные политические партии и функционирующие
неправительственные организации приведут к миру. Армия под контролем
гражданского правления приведет к миру. Независимые СМИ и правосудие
несут мир. Даже если международное сообщество неохотно прислушивается к
голосу морали, оно должно действовать в этом направлении ради своих же
интересов, чтобы обеспечить мир и стабильность на планете.
Концепция экономического и культурного обмена, которая лежит в
основе общественных отношений на всем Западе, базируется на убеждении,
подкрепленном опытом, что чем больше мы знаем о других, тем меньше
страх перед ними. Кроме того, один из классических способов развития
понимания демократии – предоставление студентам из развивающихся стран
возможности обучаться в западных вузах. В процессе обучения они не
только получают образование, изучают технологии и науки, но и усваивают
политические нормы и стандарты прав человека, к которым стремятся во
всем мире. В годы своего обучения в Гарварде я усвоила урок, что
политические призывы могут не только оказывать влияние на
государственную политику, но и привести к отрицательным последствиям.
Именно там я поняла, что народ может выбирать своих правителей, а
правитель, который не может решить проблемы народа, может и должен быть
смещен. /…/
В прошлом имело место восприятие различий как источника опасности
и войн, в некоторых случаях оно сохраняется и до сих пор. Этнические
чистки, вооруженные конфликты или так называемые религиозные
столкновения – все они основаны на том, что несхожесть ведет к насилию.
Вспоминаю жестокость предыдущего десятилетия, ответ на вопрос: «Зачем
нужен диалог?» - прост и очевиден. Следующий вопрос: «Почему именно
сейчас?». Процесс глобализации без налаженного диалога повышает
вероятность и опасность гегемонии одной из сторон. Непохожесть сторон
при отсутствии между ними диалога лишь подчеркнут и усилят различия.
Следовательно, диалог между теми, кто видит в наличии различий угрозу,
и другими, считающими их залогом развития и роста, действительно
необходим.
Тарик Рамадан – мусульманин из Великобритании и внук Хасана
аль-Банны, основателя Мусульманского братства. Он, человек, застрявший
между двумя мирами, стремится к установлению примирения между
мусульманами и Западом, хотя некоторые правоверные считают, что он
продался Западу, но правительство США отказало ему в визе, так как
видит в нем представителя радикального ислама. Так вот, по мнению Т.
Рамадана, исламу необходимо адаптироваться к условиям современного
мира: «Социальные и культурные нормы восьмого века в арабских племенах
Персидского залива, многие из которых на протяжении веков были тесно
связаны с исповедованием ислама, сегодня совершенно не подходят
европейским мусульманам».
Далее он отстаивает гибкость интерпретаций ислама и законность их
адаптации. Он бросает вызов догме, что шариат неизменен. Шариат – это
не свод строгих законов, как думают некоторые, а скорее «система
ценностей и принципов, путь с обозначенной целью. Рассматривать шариат
как закрытую структуру – значит отступать от его исходного значения.
Когда мусульмане занимали прочные позиции в мире, они охотно принимали
в свою культуру новые аспекты извне, но когда не хватает уверенности в
собственном положении, именно тогда ислам противопоставляется Западу».
Иштиак Ахмед, шведский политик пакистанского происхождения,
добавляет экономическое обоснование к точке зрения сторонников
примирения. Он понимает, что затянувшееся экономическое неравенство
ведет к безнадежности, ощущению невостребованности, и следовательно, к
зарождению ненависти, что в свою очередь подпитывает экстремизм и
терроризм. «Столкновение происходит между теми, кто хочет удержать все
материальные и духовные богатства мира на стороне Запада и подкупленной
элиты мусульманского мира, и теми, кто борется за свою принадлежность
ко всему человечеству».
Когда я поступила в конце 1969 г. в Гарвард, в Пакистане
действовала военная диктатура. Хотя в 1970 году состоялись свободные
выборы, мандат так и не был передан, когда две партии завладели обеими
палатами парламента Восточного и Западного Пакистана. В Америке я
видела, как власть народа вносит изменения и влияет на политику
государства. Во время моей учебы в американском университете отец на
родине возглавлял движение за политические права народа Пакистана.
Борьба в Пакистане и реальные возможности народа Америки выражать свою
волю, бороться без страха за свои убеждения оказали огромное влияние на
мою жизнь.
Я оказалась меж двух миров, - миром диктатуры и миром демократии.
Я могла наблюдать за властью народа в демократической системе и в
противовес ей – за нехваткой политической силы в родной стране. Я
видела, как люди в Америке воспринимали свои права как данность:
свободу слова, свободу образования союзов и политических движений. В
моей же стране людей убивали и сажали в тюрьмы за попытку отстоять свою
свободу.
Разительные отличия между двумя мирами не ограничивались только
диктатурой и демократией, сильно отличалось отношение к женщинам. Я
оказалась в Америке в удивительное время, когда Кейт Миллетт и Джерман
Грир работали над книгой о правах женщин, их выборе, карьерах. Родители
учили меня, что перед Господом все равны: и мужчины, и женщины, что
Пророк Мухаммад женился на успешной женщине, его род продолжился
благодаря его дочери Фатиме, а в Судный день души всех верующих
предстанут на суд Божий.
Но вопреки разговорам о правах женщин и их роли в исламе, я
видела, что женщин не принимают на равных в Пакистане и прав у них не
так много. Конечно, женщины сыграли важную роль в пакистанском движении
за независимость. Моя мать состояла на службе в звании капитана в
Национальной гвардии. Фатима Джинна, сестра основателя Пакистана, и
миссис Лиакат Али Хан, жена первого премьер-министра страны,
участвовали в движении за свободу. Права женщин в основном соблюдались
в немногочисленной элите, и почти не были доступны остальному женскому
населению. В Америке мы с остальными девушками после вечернего молока с
печеньем собирались в спальне общежития и обсуждали, чего мы хотим
добиться в жизни, помимо роли жены и матери. Мы верили, что у женщин
должно быть право выбора, чего они хотят: стать домохозяйкой или делать
карьеру.
В те годы взросления на Западе я начала понимать, что единственные
границы возможностей женщин в обществе – это те, которые мы сами же и
признаем. Я осознала, что отрицая запреты прошлого, мы можем построить
новый мир не только для себя и своих дочерей, но и для мужей и сыновей.
Так же, как демократия ведет к умеренности, равенство полов – к
согласию в обществе. Наши учебные группы в Гарварде были переполнены
студентами последних курсов и выпускников вузов со всего мира, особенно
из развивающихся стран. Наши представления о жизни в Гарварде и в США
вдохновили нас и коренным образом изменили дальнейшую судьбу.
Возвращаясь домой в качестве преподавателей, ученых или
премьер-министров мы несли представления о демократических ценностях и
социальных институтах в наши страны. Так же, как демократия ведет к
миру и согласию, программы обучения за рубежом способствуют достижению
тех же целей.
Технологии и развитие средств связи изменили мир и оказали
огромное влияние на мировую культуру. Чем больше знаний о других
народах и людях, тем более комфортно себя среди них ощущаешь. Я
уверена, что это так, даже если профессор Хантингтон со мной не
согласен. Общение по интернету с пользователями сети со всего мира
помогает установить взаимоотношения, дружбу и взаимопонимание.
Возможность запросить информацию через поисковую систему Google из
любой точки мира позволяет приобщаться к высоким технологиям даже
удаленным сельским районам в развивающихся странах. Чем больше люди
учатся, тем больше они тянутся к знаниям. Чем больше они общаются, тем
меньше страх друг перед другом. Как демократия и программы обмена
студентами способствуют установлению мира, так и доступ к современным
технологиям и средствам связи помогает в достижении той же цели.
Все, что мы знаем о постоянных торговых связях между народами,
говорит в пользу необходимости установления взаимопонимания между
культурами и цивилизациями. Глобализация лучше всего сможет решить
конфликт. Чем более развита торговля между странами, тем больше они
рискуют потерять в случае конфликта. Чем больше у людей потребительских
возможностей, т. е. возможности покупать, использовать и распределять
товары, тем больше у них возникает желаний в других сферах жизни. Одной
из предпосылок к установлению свободной торговли являются экономические
связи между людьми. Европейское сообщество образовало единый рынок для
развития торговли и снятия барьеров, создания единого европейского
пространства и снижения конкуренции и трений между европейскими
государствами. В декабре 1988 года в ходе саммита лидеров Южноазиатской
ассоциации регионального сотрудничества /СААРК/, я предложила сместить
акцент деятельности организации в сторону экономического
сотрудничества. Все со мной согласились.
Во время моего первого срока на посту премьер-министра было
разработано Соглашение о льготных тарифах в Южной Азии. Во время
второго срока его одобрили, что создало базу для развития экономических
отношений между странами СААРК. В 1998 году как лидер оппозиции я
предложила создать зону свободной торговли в Южной Азии по примеру
Европы. Мы понимаем, что чем больше возникнет отношений между разными
странами, компаниями, университетами в Южной Азии, особенно это
касается Пакистана и Индии, тем меньше шансов, что эти государства
будут врагами и вступят в конфликт, учитывая наличие ядерного оружия.
Как и демократия, торговые отношения способствуют сохранению мира.
Предотвращение столкновения цивилизаций, по крайней мере, в
мусульманском мире, требует, чтобы мы доверились власти торговли,
культурного обмена, технологий, образования и демократических ценностей
ради ускорения процесса, благодаря которому мусульманское общество
сможет наладить связи и установить доверительные отношения с Западом.
За счет внешних отношений мы учимся быть терпимей и уважать культуру
других цивилизаций. Не изоляция, а взаимодействие культур сделает мир
безопасней. Благодаря экономическому, социальному и политическому
развитию исламского мира, Запад и Восток смогут защитить единые и
универсальные ценности, соответствующие заповедям Авраама.
Наконец, чтобы понимать природу других цивилизаций, нам необходимо
распознавать все острые моменты, которые могут привести к конфликту.
Речь идет не только о столкновении между цивилизациями, а скорее о
противоречиях внутри нас. Самая главная борьба за души и сердца
следующего поколения мусульманских лидеров и ради будущего всего
мусульманского мира ведется не с Западом. Споры идут между разными
интерпретациями ислама, разными взглядами на мусульманскую умму. Вопрос
касается недостатка толерантности некоторых из них по отношению к
другим мусульманам и религиям.
Степень терпимости станет решающим фактором для соотношения
умеренных и радикальных сил, диктатуры и демократии, фанатизма и
просвещенности, плюрализма и нетерпимости, равенства полов и угнетения
женщин, жесткого традиционализма и меняющейся современной среды.
Другими словами, настоящее столкновение внутри ислама и за его
пределами – это борьба между прошлым и будущим. Исход этой битвы не
только определит направление развития отношений между исламом и
Западом, но и повлияет на международную обстановку текущего столетия.
Без малейшего промедления нам необходимо уже сейчас встать на путь
истинного примирения и разорвать оковы нищеты, экстремизма, диктатуры и
терроризма.
|