Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Следы механической обработки на посуде
Для начала стоит напомнить читателю, что современная египтология отказывает древним строителям пирамид даже в знании колеса и железа, считая этот период «бронзовым веком»
и объясняя технологические успехи этой цивилизации простым механическим
использованием огромного количества рабочей силы. Однако, если такой
подход способен отчасти объяснить строительство мегалитических
сооружений, то вряд ли приемлем для объяснения имевшегося в Древнем
Египте уровня математических и астрономических знаний, а также
высочайших образцов архитектуры и искусства...
В Каирском музее, как и во многих других музеях мира,
находятся образцы изделий из камня, найденные внутри и вокруг
знаменитой ступенчатой пирамиды в Саккаре, известной как пирамида
фараона III династии Джосера (2667-2648 до н.э.). Исследователь
египетских древностей У. Петри нашел осколки подобных изделий и на
плато Гиза.
В отношении этих каменных предметов существует целый
ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные
следы механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при
осевом вращении этих предметов во время их производства на неких
механизмах типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки
особенно хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на
заключительной стадии работал интенсивнее, также видны бороздки,
оставшиеся при резком изменении угла подачи режущего инструмента.
Подобные следы обработки видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Царство, хранится в Музее Петри).
|
|
|
Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая
утварь древних египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо
найденные археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее
впечатляющие экспонаты относятся к самому раннему периоду
древнеегипетской цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных
материалов – от мягких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях
твердости, типа гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром,
по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно
обрабатывать с помощью примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные
же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и
свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но,
возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта.
Петри писал по этому поводу: «…Токарный
станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой
династии, как и в сегодняшних заводских цехах».
На снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III
династия, Каирский музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из
кальцита (III династия, Британский музей).
Изделия из камня, подобные этой вазе слева,
изготавливались в самый ранний период Египетской истории и в более
позднем уже не встречаются. Причина очевидна – прежние навыки были
потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа
schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки
завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы
сходит почти на нет до толщины бумажного листа – по сегодняшним меркам
это просто экстраординарный подвиг древнего мастера.
Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или
базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень
длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю
обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа).
Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой
точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри
и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность,
принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой
линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не
больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной
балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную,
одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания –
менее 3,8 мм2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит,
привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).
Подобные технологические изыски способны привести в
изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное
изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните –
практически невозможно.
В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в
диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно
напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с
внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по
периметру и загнутыми к центру «вазы». Это древний образец
удивительного мастерства.
На этих снимках показаны только четыре образца из тех
тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в
Саккаре (так называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня
считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она –
первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и
предшественников. Пирамида и ее окрестности – уникальное место по
количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя
фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и
в районе плато Гиза.
Многие из находок Саккары имеют на поверхности
выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода
египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов.
Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были
сделаны тем же мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные
образцы. Скорее всего, эти «граффити» были добавлены позже теми людьми,
кто так или иначе оказался их последующим владельцем.
Так кто же их изготовил? И как? И где? И когда? И какие
события происходили с теми людьми, чья бытовая утварь была захоронена в
самой старой из египетских пирамид?
|