Современная
цивилизация построена на дешёвом труде жителей стран, которые без
особой натяжки можно назвать экономическими колониями "золотого
миллиарда". Причём не следует недооценивать фактор стоимости рабочей
силы: именно в Китае сегодня не только шьют джинсы, но и производят
львиную долю всей микроэлектроники. Так что происходящее сейчас
естественное повышение стоимости труда отразится не только на ценах
вещевых оптовок, но и на рынках практически любой промышленной
продукции. "Обществу изобилия" придёт конец.
В позапрошлом
веке, в "эпоху пара и электричества", крайне популярной была
оптимистичная точка зрения, что в ходе технического прогресса труд
людей будет всё больше и больше заменяться трудом машин, - дешёвым и
производительным. Примерно о том же писал (в контексте своей
экономической теории) и Карл Маркс, - да и в последующие десятилетия
эта концепция подтверждалась. Сбои она начала давать только совсем
недавно.
Первая проблема вылезла в связи с прогрессирующим
усложнением производимой техники. Несмотря на компьютеризацию и
использование САПР, всё более сложные системы требуют всё большего
количества человеко-часов для их разработки. Если Андрей Николаевич
Туполев первые свои самолёты проектировал сам (и даже рассчитал
гидроаэроплан в рамках дипломной работы), то на разработку аэробуса
А-380 ушло около 10 лет работы огромного коллектива, и обошлась она в
12 млрд. евро. При этом одних электропроводов там - более 100 тысяч, с
общей длиной около 530 км. Неудивительно, что создание столь технически
сложного изделия оказалось доступным лишь международному консорциуму
EADS, единственным в мире конкурентом которого является американский
гигант "Боинг". Фактически на мировом авиационном рынке к настоящему
моменту сложилась дуополия, - при том, что ещё полвека назад
пассажирские самолёты собственной разработки выпускала каждая развитая
страна.
Автомобиль намного проще по сравнению с самолётом, однако предъявляемые к современным
автомобилям требования по экономичности, безопасности и экологичности
таковы, что требуют многолетней работы огромных конструкторских
коллективов (а ведь на заре автомобилизации у каждой модели был
единственный конструктор!). Неудивительно, что практически всё мировое
производство автомобилей постепенно оказалось сосредоточено в руках
нескольких международных концернов.
Подобные процессы - в той
или иной степени - наблюдаются в любой хоть сколько-нибудь
высокотехнологичной отрасли. При сколь угодно дешёвом массовом
производстве - стоимость НИОКР постоянно растёт. А значит - либо
продукция окажется неподъёмно дорогой (несмотря на всю дешевизну
китайской рабочей силы и трудолюбие роботов), её необходимо выпускать
всё большими и большими сериями. Уже сегодня все сокращающиеся в числе
бренды гонят свою технику на рынки всего мира. Ещё пара итераций, - и
во всем мире не наберется достаточно покупателей, чтобы окупить затраты
по разработке изделия и запуску его в серию. Думаете, - фантастика? Увы
- мы уже продвинулись по этой дороге довольно далеко. Вдобавок,
постоянное удорожание НИОКР - отнюдь не единственный фактор.
Второй
фактор - никак, отметим, не связанный со стоимостью рабочей силы - это
затраты на маркетинг, рекламу и продвижение продукции. В условиях
глобализма, когда "Боинг" борется с "Эйрбасом", "Дженерал Моторс" - с
"Тойотой", а ASUS - с Acer, и борьба эта происходит по всему миру, -
рекламные бюджеты неизбежно будут зашкаливать. Причем чем меньше
реальных различий между конкурирующими продуктами и чем ближе эти
продукты к конечному потребителю, "выбирающему сердцем", тем выше доля
рекламы в себестоимости каждого изделия.
Но и это ещё, к
сожалению, не конец. Для производства высокотехнологичных изделий -
таких, как, например, микропроцессоры - требуются высокотехнологичные
же производственные мощности. Первые микросхемы создавались в небольших
лабораториях и выпускались всеми, кому не лень. По мере их усложнения и
повышения степени миниатюризации - росла и стоимость производственных
линий, причем росла в геометрической прогрессии. Стоимость современного
фаба составляет уже порядка $10 млрд., и ко дню сегодняшнему на рынке
процессоров остались только "Intel" и AMD. Чтобы окупить вложения в
создание производственных мощностей, уже сегодня необходимо выпустить
сотни миллионов изделий. На следующем витке, когда речь зайдет о
процессорах нового поколения, - для окупаемости придётся суметь продать
по процессору каждому из жителей нашей планеты. А вот дальше расти
будет уже некуда, - покупатели попросту закончатся.
Все три
перечисленных фактора, удорожающих массовое производство, - рост
стоимости НИОКР, повышение расходов на рекламу и увеличение затрат на
строительство производственных мощностей, - вообще никак не связаны со
стоимостью рабочей силы. Поэтому если дорожающих китайцев заменить
роботами, пашущими круглые сутки и не требующими прибавки к жалованию,
- кризиса современной модели массового производства это никак не
предотвратит.