Кто бы мог подумать, что в такой демократичной стране, как
Соединенные Штаты Америки, есть цари? Да не один и не два, а больше
тридцати. А объяснение простое: на американском политическом жаргоне
"царем" (czar) называют специального посланника или советника
президента США, ответственного за то или иное приоритетное направление.
Поскольку "царь" назначается лично президентом и подчиняется только
ему, деятельность "царя" по сути неподконтрольна Конгрессу. Отсюда и
название. По разным подсчетам, на президента Обаму
работают от 34 до 40 различных "царей." Из тех, кто занимается
проблемами внешней политики, наиболее известными являются Ричард
Холбрук (Richard Holbrooke), специальный посланник президента в
Афганистане и Пакистане, и Джордж Митчелл (George Mitchell),
специальный представитель президента на Ближнем Востоке.
Официального
"царя" по России у Обамы нет. Но если присмотреться, кому президент
поручает самые деликатные переговоры с Москвой, то получается, что
неофициально такой "царь" все же есть, и является им давно уже не
состоящий на государственной службе, по сути дела пенсионер, Генри
Киссинджер (Henri Kissinger), бывший госсекретарь и советник по
национальной безопасности в администрациях Ричарда Никсона (Richard
Nixon) и Джеральда Форда (Gerald Ford).
Казалось бы, что
привлекло молодого президента-демократа в 86-летнем республиканце
Киссинджере? А то, что и в свои преклонные годы сохранивший
неординарную остроту ума, "живой классик" Киссинджер оказывает огромное
влияние на формирование американской внешнеполитической мысли. Еще
важнее то, что в последние годы Киссинджер много раз ездил в Россию,
встречался с высшим российским руководством и завязал доверительные
отношения с Владимиром Путиным. Поэтому неудивительно, что ищущий новых
подходов, прагматичный и вместе с тем слабый в вопросах идеологии Обама
стал с надеждой взирать на Киссинджера.
В декабре прошлого
года, когда Обама только еще формировал свою команду, он попросил
Киссинджера отправиться в Москву и встретиться с Медведевым и Путиным.
Содержание двухдневных переговоров Киссинджера с российским
руководством не афишировалось, но некоторые западные дипломаты
"проговорились", что Киссинджер привез в Москву предложение Обамы о
возобновлении прерванных по инициативе бывшего президента Буша
российско-американских переговоров по сокращению ядерных вооружений.
А
в марте этого года Киссинджер приехал в Москву снова, но уже не один, а
в сопровождении группы высокопоставленных "пенсионеров" из состава
предыдущих президентских администраций. Белый
Дом,
конечно, поспешил всех заверить, что Киссинджер и его спутники ездили в
Россию, как частные лица. Но сама дата визита - меньше чем за две
недели до первой встречи президентов Медведева и Обамы в Лондоне -
позволяет с уверенностью утверждать, что тематика переговоров
Киссинджера с российским руководством была абсолютно деловой.
Обама
доверил Киссинджеру начальные и, по-видимому, самые ответственные
переговоры с Москвой. А учитывая отсутствие у Обамы своего опыта в этой
области, можно сказать, что при определении политики в отношении России
американский президент просто положился на Киссинджера. "Отпечатки
пальцев" бывшего американского госсека хорошо видны на первых блоках,
уже заложенных Обамой в фундамент отношений с Россией. Во-первых,
с начала 2007 г. Киссинджер выступает одним из проводников идеи "мира
без ядерного оружия" ("A World Free of Nuclear Weapons"). По замыслу
Киссинджера все страны, обладающие ядерным оружием, должны теперь
устремиться к его полному уничтожению. И Киссинджер делает вывод, что
переговоры по сокращению ядерного оружия должны лечь в основу повестки
дня российско-американского диалога.
Именно этот подход и
избрал Обама, сделавший подписание нового договора по ограничению
стратегических наступательных вооружений (СНВ, или START) важнейшей, а
по сути дела единственной на сегодняшний день серьезной темой
российско-американского разговора.
Принимая такое решение,
Обама знал, что рискует. Многие в Вашингтоне (и демократы, и
республиканцы) утверждают, что новый договор по СНВ является
односторонней уступкой США по отношению к России. Критики Обамы
настаивают на том, что приоритетом российско-американского диалога
должна стать ядерная программа Ирана. И здесь, по-видимому, Обама опять
полагается на Киссинджера, который считает, что путь к реальному
сотрудничеству между Россией и США по любым вопросам, включая Иран,
лежит через успешные двусторонние переговоры по стратегическим
вооружениям.
Во-вторых, Киссинджер - сторонник доктрины
"реальной политики" (Realpolitik), то есть ставки на жесткий прагматизм
и соображения национальной безопасности. Применительно к России, по
мнению Киссинджера, это означает, что даже несогласие с ней по ряду
основных позиций не должно удерживать Вашингтон от поиска
сотрудничества, а вот читать Москве лекции о том, какую политику она
должна проводить внутри страны, не надо. И не надо высказываться на
тему о том, кого Белый Дом предпочитает видеть в Кремле.
Принято
считать, что президенты-демократы значительно больше, чем их коллеги
республиканцы, суются в вопросы российской внутренней политики.
Неслучайно поэтому осенью прошлого года некоторые российские аналитики
выражали опасение, что новоизбранный президент Обама объявит очередной
"крестовый поход" в защиту демократии и прав человека в России.
До
сих пор этого не произошло. Ни права человека, ни "огрехи" российской
политической системы не стали предметом обсуждения на переговорах между
Медведевым и Обамой. Да и члены администрации Обамы пока не взяли
привычку комментировать внутриполитическую ситуацию в России. Идет это,
конечно, от самого Обамы, но и здесь он следует советам своего старшего
наставника.
На политику Обамы по отношению к России,
несомненно, влияет и Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski). Будучи,
как и Киссинджер, уже очень немолодым человеком (ему 81 год),
Бжезинcкий с энтузиазмом поддержал Обаму в качестве кандидата в
президенты от Демократической партии, уверяя, что Обама предлагает
"новое видeние роли Америки в мире."
В кругах Демократической
партии Бжезинский считается эдаким "противовесом" Киссинджеру. Так что
в некотором смысле Обама был просто обязан сделать Бжезинского, как и
Киссинджера, своим внешнеполитическим советником; иначе бы его обвинили
в отсутствии «партийного патриотизма».
В то же время роль
Бжезинского в определении внешнеполитического курса администрации Обамы
не вполне ясна. Считается, что Обама советуется с Бжезинским по
широкому кругу проблем Ближнего и Среднего Востока, включая Иран и
урегулированиe израильско-палестинского конфликта. Некоторые аналитики
полагают, что такие новые элементы американской политики на Ближнем
Востоке, как осуждение Израиля за расширение поселений на
оккупированных территориях, возникли с подачи Бжезинского.
Бжезинский,
поляк по происхождению, мягко говоря, России не друг (точнее, он – её
давнишний и ярый ненавистник). Пока, правда, незаметно, чтобы его
бескомпромиссно анти-российские взгляды сказались на позиции Обамы по
отношению к Москве (по крайней мере, на публичном уровне). Будучи
давним противником планов Буша разместить элементы противоракетной
обороны США в Польше и Чехии, Бжезинский приветствовал решение
администрации Обамы отказаться от этих планов. Вместе с тем он резко
раскритиковал нынешнего президента за то, каким образом это решение
было преподнесено польскому и чешскому руководству (читай: с Бжезинским
не проконсультировались в Вашингтоне по этому вопросу).
Не
исключено, что в будущем влияние Бжезинского на формирование политики
по отношению к России может возрасти. Аналитики обеих стран не раз
отмечали, что, добившись определенных успехов в области контроля
вооружений и создав, таким образом, некоторый запас доверия, Россия и
США смогут приступить к обсуждению гораздо более трудных вопросов.
К
числу таких вопросов относится, в частности, проблема вступления
Украины и Грузии в НАТО. На первый взгляд, позиция Бжезинского здесь
проста: с давних пор он настаивал, что принятие Украины и Грузии в НАТО
окончательно выведет обе страны из зоны влияния России. Все знают
знаменитый афоризм Бжезинского: без Украины Россия никогда не станет
"империей" вновь.
Более тщательный анализ последних публикаций
и интервью Бжезинского выявляет, однако, наличие нюансов в этом его
подходе. Так в последнем номере “Foreign Affairs” Бжезинский написал,
что хотя расширение Североатлантического альянса за счет Украины и
Грузии и должно оставаться стратегической задачей НАТО, этот процесс не
следует форсировать по времени. Более того, он должен протекать
одновременно с установлением более тесных связей с Россией через Совет
Россия - НАТО.
Подумывает Бжезинский и о другом: он уже
высказался в том плане, что более тесное взаимодействие между Россией и
НАТО может быть достигнуто на пути установления формальных контактов
между НАТО и двумя организациями, в которых Россия играет доминирующую
роль: Организацией Договора о Коллективной Безопасноcти (ОДКБ) и
Шанхайской Организацией Сотрудничества (ШОС).
Ни Бжезинский,
ни Киссинджер не собираются становиться забытыми тенями прошлого
внешней политики США. Готовясь, в силу возраста, к переходу в мир иной,
они хотят определить её контуры на будущее.
Каким окажется в этом раскладе слово президента США Барака Обамы?