Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш
Мир»
Результаты прошедших 30 августа выборов
в нижнюю палату парламента Японии кардинально изменили политический
ландшафт этой страны. К власти пришла победившая с большим перевесом
оппозиция во главе с Демократической партией Японии (ДПЯ). Из
оспаривавшихся 480 мест демократы завоевали 308, значительно превысив
простое большинство. С учетом же депутатских мест согласившихся войти в
коалицию с ДПЯ Социал-демократической партии (СДП) и Новой народной
партии (ННП) теперь уже бывшая оппозиция приблизилась к 321 голосу, что
составляет квалифицированное (конституционное) большинство. Пробыв у
кормила власти почти 54 года с небольшим перерывом в 11 месяцев в
1993-1994 годах, Либерально-демократическая партия (ЛДП) потерпела
сокрушительное поражение. Имея 303 депутатских мандата на момент
роспуска нижней палаты, на состоявшихся выборах она смогла провести в
парламент лишь 119 своих членов. Понесла потери и ее союзница по
коалиции клерикальная партия Новая Комэйто, уменьшив свое
представительство с 31 до 21 места. По установившемуся в Японии ритуалу
лидеры проигравших партий со скорбными лицами приносят извинения своим
сторонникам и заявляют об уходе в отставку. На сей раз эту церемонию
покаяния перед телевизионными камерами провели председатель ЛДП, он же
премьер-министр, Таро Асо и генеральный секретарь партии Хироюки
Хосода. Однако, глядя на радостные лица приложивших немало сил для
успеха на выборах демократов, трудно избежать ощущения, что по большому
счету результаты волеизъявления народа - это не столько победа ДПЯ,
сколько вотум недоверия либерал-демократам. У демократов же нет времени
на раскачку, они в кратчайший срок должны доказать, что их предвыборные
слова и обещания не расходятся с делами. Действовать придется в весьма
сложной обстановке, ибо после выборов финансово-экономические трудности
сами по себе не исчезнут, а может быть, и обострятся. Объявляя, по
сути, войну крупной бюрократии, ДПЯ может столкнуться с изощренными
формами саботажа, попытками дезорганизовать управление страной.
Кадровый голод, отсутствие в рядах
демократов достаточного числа опытных администраторов государственного
уровня может затруднить запуск механизма новой власти или по крайней
мере вызвать его пробуксовку. Неудача начинаний нового правительства -
единственная надежда ЛДП на реванш. В будущем году предстоят выборы в
верхнюю палату парламента, к которым демократы должны предъявить народу
конкретные результаты своей деятельности по руководству страной. В
пользу ДПЯ говорит то, что им удалось довольно точно определить болевые
точки сложившейся в стране непростой ситуации, уяснить надежды и чаяния
простых японцев и предложить рецепты улучшения жизни народа. Чем
недовольны японцы В Европе долгое время существовало понятие «шведский
социализм». Оно означало сглаживание классовых противоречий за счет
более справедливого распределения богатства страны между крупным
капиталом и основной массой трудового населения. Менее известным
является определение «японский социализм». Оно возникло в годы
экономического бума, когда правительство и предприниматели считали
целесообразным и даже выгодным для себя и страны постепенно повышать
жизненный уровень народа. При этом если в Швеции линию на усиление
социальной справедливости проводили приходившие к власти
социал-демократы, то в Японии это была политика ставленника крупного
капитала - консервативной Либерально-демократической партии. К этому ее
вынуждали рост самосознания японских трудящихся, широкий размах
профсоюзного движения, претензии на власть тесно связанных с
организованным рабочим движением оппозиционных партий -
социалистической и коммунистической. Достаточно вспомнить ежегодные
мощные «весенние наступления» японских профсоюзов, когда забастовки
заставляли правительство и хозяев предприятий идти на уступки в
вопросах повышения зарплаты и расширения социального обеспечения.
Ситуация изменилась в конце 80-х, когда
страна вступила в затяжной этап экономической рецессии, сокращения
производства и рабочих мест. Началось падение жизненного уровня
населения. Объясняя происходящее, один из знакомых японских
предпринимателей тогда говорил: «Во времена быстрого экономического
роста мы, бизнесмены, получали прибыли, часть которых как бы
вываливалась из переполненных карманов. Сверхприбыли позволяли делиться
с рабочими. Теперь иная картина - делиться становится нечем. Мы
разъясняем рабочим, что нужно терпеть, а то в случае банкротства
компании они вовсе лишатся работы и доходов».
Однако в это можно поверить, когда речь
идет о мелких и средних предприятиях. Что же касается ситуации в стране
в целом, то она характеризуется известной формулой - богатые становятся
богаче, а бедные - беднее. Лидеры ЛДП вынуждены признать, что одним из
наиболее тревожных социальных явлений стал углубляющийся разрыв в
доходах между бедными и богатыми. Если в период экономического роста до
90 процентов населения относили себя к среднему классу, сейчас эта
цифра стремительно уменьшается. Трудности страны ЛДП стремилась решать
за счет народа - сокращались ассигнования на социальное и пенсионное
обеспечение, принято законодательство о так называемых временно
командированных рабочих, на которых не распространяются права,
прописанные для постоянных работников компаний, и которые в любой
момент могут быть выброшены на улицу без каких-либо пособий. Сегодня
такие бесправные временные работники составляют до 30 процентов общего
числа занятых в Японии. Увеличилось финансовое бремя семей на
образование детей, получение медицинской помощи, возросли транспортные
расходы. В стране действует потребительский налог, когда любая покупка
или получение услуги автоматически сопровождается 5-процентным
дополнением к цене. При этом, сетуя на финансовые трудности,
либерал-демократы не скрывали намерения вдвое увеличить размер
потребительского налога. Объяснение стандартное - серьезно затронувший
Японию мировой кризис и проблема старения общества требуют от японцев
все туже затягивать пояса. Однако при этом об увеличении
налогообложения крупных корпораций, которые и в условиях стагнации
получают немалую прибыль, либерал-демократы и не помышляли. Над каждым
японским трудящимся висит дамоклов меч так называемой реструктуризации,
по-японски - «рэсутора». Это заимствованное из иностранного языка
словечко является эвфемизмом банального увольнения с работы. Честнее
было бы оставить прежнее используемое при сокращении персонала японское
слово «кубикири» - отрубание головы. Накануне выборов газеты
опубликовали явно невыгодную для ЛДП статистику о рекордном для Японии
росте безработицы в стране. На конец августа она составила 5,7 процента
трудоспособного населения, или в абсолютных цифрах 3,59 миллиона
человек. О стремительном росте безработицы свидетельствует тот факт,
что только за последний год потерявших работу стало больше на миллион
человек. Недовольны японцы и тем, как либерал-демократы ведут дела на
международной арене. Многие считают, что оправданное и даже выгодное в
свое время следование в фарватере американской политики уже не отвечает
интересам Страны восходящего солнца. Хотя полностью отказываться от
ядерного зонтика США в Японии пока не готовы, все чаще можно услышать
разговоры о большем равноправии в рамках японо-американского «договора
безопасности». Отнюдь не безоблачны и отношениях японского государства
с соседями. Отстаивание жесткой бескомпромиссной позиции по
территориальным проблемам с КНР, Республикой Корея, Россией затрудняет
достижение добрососедства, осложняет политическое, а нередко и
экономическое сотрудничество с этими странами. Не оправдывает себя и
непримиримая политика в отношении Корейской Народно-Демократической
Республики (КНДР), ужесточение против нее различного рода санкций,
открытые призывы к блокаде. Как показывают события, это лишь усложняет
ситуацию, заводит ее в тупик. Можно считать, что именно демонстрация
враждебности японского правительства к КНДР стимулирует руководство
этой страны к наращиванию вооружений, в том числе ракетно-ядерных.
В то же время японцев пугают призывы
некоторых консерваторов к ядерному вооружению Японии, выхолащиванию
трех безъядерных принципов, направление вопреки положениям конституции
японских вооруженных сил за рубеж. Японцы с тревогой воспринимают
попытки открытого оправдания агрессивной политики милитаристской Японии
в прошлом, призывы к переписыванию учебников истории в угоду
ультранационалистическим силам. Все это побудило, похоже, не только
сторонников оппозиции, но и значительную часть ранее голосовавших за
ЛДП и не голосовавших вовсе избирателей отдать на сей раз свои голоса
демократам в надежде на выполнение ими предвыборных обещаний. Это
проявилось в довольно высокой для дождливого дня явке на избирательные
участки - около 70 процентов. Манифест демократов Добившись в 2007 году
успеха на выборах депутатов в верхнюю палату японского парламента,
Демократическая партия Японии поставила перед собой задачу отстранить
правительственную коалицию либерал-демократов и партии Новая Комэйто от
власти в стране. Был использован опыт обнародования и широкой
пропаганды манифеста партии с перечнем неотложных политических шагов и
мероприятий по улучшению жизни народа.
В нем заявлялась программа возвращения
к принципам социально ориентированного государства, сокращения разрыва
в доходах, перераспределения национального богатства в пользу
малоимущих слоев. При этом демократы обещали покончить с ситуацией,
когда страной руководят не столько политики, сколько преследующие
собственные интересы бюрократы. Лидер демократов Юкио Хатояма открыто
бросил вызов чиновничьему клану: «Эти выборы означают три смены. Первая
- смена власти. Вторая - это смена старой политики на новую. Третья -
смена управления, в результате чего верховная власть будет принадлежать
народу, а не бюрократической верхушке». Одним из методов освобождения
от власти бюрократического аппарата представляется непосредственное
участие правящих партий в формировании бюджета государства с
последующим строгим контролированием его исполнения. Лозунгом
демократов стала борьба с неэффективной тратой бюджетных средств на
цели, не отвечающие интересам народа. Учитывая большую зависимость
японской экономики от конъюнктуры в международной торговле, ДПЯ
выступает за пересмотр ориентации на экспорт и переход к политике
расширения внутреннего спроса.
Высвобождающиеся в результате
оптимизации бюджета средства обещано тратить на адресную помощь
японским семьям. Это - дотации на детей, установление права на
бесплатную сдачу экзаменов при поступлении в среднюю школу высшей
ступени (10-12-й классы), отмена платы за пользование скоростными
автодорогами и др. Для координации деятельности по эффективному
исполнению бюджета демократы намерены создать бюро по проблемам
национальной стратегии - руководящий и направляющий орган наподобие
Политбюро ЦК КПСС. Как сообщается, это бюро кроме бюджета будет
заниматься также выработкой основных направлений внешней политики и
обеспечения национальной безопасности. Демократы ставят задачу вернуть
подорванное либерал-демократами доверие народа к политике и политикам.
И в этом они находят поддержку избирателей. Уставшие от политики
денежного мешка - коррупция власть имущих, сращивание политиков с
крупным бизнесом, переход по наследству депутатских и правительственных
постов, скандалы вокруг аморальных поступков высокопоставленных
деятелей ЛДП - японские избиратели, желая перемен к лучшему,
проголосовали за смену власти в стране. Важно, что такая смена не
вызывает опасений у крупного капитала, который и был инициатором
создания системы двух больших партий. Имеется в виду, что две
конкурирующие партии, не покушаясь на принципы буржуазного общества,
будут, как в США или Великобритании, периодически сменять друг друга.
На следующий день после выборов председатель наиболее влиятельной
организации крупного бизнеса Японии «Кэйданрэн» Фудзио Митараи назвал
результаты голосования историческими и приветствовал старт
двухпартийной системы. Если по вопросам стратегии выхода из
затянувшейся рецессии у демократов в большинстве случаев существует
консенсус, то проблемы внешней политики и обеспечения безопасности
потребуют согласования не только среди руководства ДПЯ, но и внутри
новой коалиции, где кроме демократов будут социал-демократы и
представители Новой народной партии. Так как у ДПЯ пока нет детально
проработанной внешнеполитической концепции, политика на международной
арене (по крайней мере в ближайшее время), видимо, не претерпит
серьезных изменений и страна будет следовать ранее принятым на себя
обязательствам.
В перспективе не исключены шаги в
направлении обретения Японией большей самостоятельности в международной
политике. Уже в ходе избирательной кампании лидер партии Юкио Хатояма
говорил о желании провести с Вашингтоном переговоры о статусе
военнослужащих США на территории Японии. В настоящее время американцы
пользуются правом экстерриториальности и не могут быть судимы за
совершенные на японской земле преступления. Немало шума наделало
высказывание по поводу японо-американского союза «дона» ДПЯ Итиро
Одзава, который в мае из-за финансового скандала вынужден был оставить
пост главы партии, но сохранил серьезное влияние на ее стратегию и
политику. Им впервые открыто была поставлена под сомнение необходимость
сохранения на территории Японии многочисленных военных баз и сооружений
США, на содержание которых уходит значительная часть бюджета. Было
заявлено, что для защиты Японии от нападения вполне достаточно
постоянно присутствующего в регионе и базирующегося в японских портах
7-го Тихоокеанского флота США. Лидеры ДПЯ поддерживают идею
формирования восточноазиатского сообщества, видя Японию одним из
лидеров такого объединения государств. При этом имеется понимание того,
что для достижения этой цели необходимы добрососедство и тесное
сотрудничество в первую очередь с государствами-соседями в регионе
Северо-Восточной Азии - КНР, Республикой Корея, Россией, а также
налаживание контактов с КНДР. Во время избирательной кампании вопрос
отношений с этой страной на первый план не выдвигался.
Но в беседах с автором этих строк
видные демократы соглашались, что существующие между Японией и КНДР
сложные проблемы, включая вопрос о судьбе похищенных в 60-70-е годы
северокорейскими спецслужбами японских граждан, следует решать путем
диалога и с учетом позиций друг друга. Комментируя результаты выборов в
Японии, представитель китайского правительства выразил надежду на то,
что новое руководство во главе с демократами «займет правильную
позицию» по вопросам островов Дяоюйдао (Сэнкаку), Тибета, Синьцзяна и
Тайваня. Думается, снятию периодической напряженности в отношениях с
КНР послужит намерение демократов прекратить провоцирование Пекина
демонстративными посещениями членами японского правительства храма
Ясукуни, в котором канонизированы души не только погибших японских
солдат и офицеров, но и казненных по приговору Токийского трибунала
главных японских военных преступников. Реалистичным представляется
предложение демократов и их союзников по коалиции создать не связанный
с религиозными и идеологическими догмами мемориал для поминания
погибших в войнах японцев. Как в самой Японии, так и в мире будет
поддержан курс нового кабинета по сокращению выбросов в атмосферу
парниковых газов, более активному внедрению японских энергосберегающих
технологий. Япония-Россия: будет ли перезагрузка? Покидающий пост
премьер-министра Таро Асо во многом лично повинен в охлаждении летом
нынешнего года российско-японских отношений. Вызванное стремлением
заработать перед выборами политические очки, его заявление о
«сохраняющейся незаконной оккупации» Россией южной части Курильских
островов заставило Кремль дать довольно резкую отповедь попыткам
подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны. С критикой этого
заявления Асо выступила и японская центральная пресса, попенявшая
премьеру за неаккуратное высказывание. Явно недружественной и
провокационной выглядела затея с принятием незадолго до выборов обеими
палатами японского парламента резолюции, включавшей утверждение о якобы
исконной принадлежности Японии Южнокурильских островов. Резолюция
призывала прилагать усилия для скорейшего «возвращения» всех четырех
островов - Кунашира, Итурупа, Хабомаи и Шикотана. Заметим, что и в
нижней, и в верхней палатах резолюция была принята единогласно, то есть
при участии и всех депутатов от Демократической партии Японии.
Сделанные Хатояма в ходе избирательной
кампании заявления относительно японо-российских отношений, на наш
взгляд, отличались отсутствием конкретности, а подчас вызывали
неоднозначные суждения. Являясь в течение многих лет председателем
общенационального общества «Япония-Россия», этот политик сделал немало
для развития двусторонних отношений, углубления взаимопонимания двух
соседних народов. При этом он высказывался за терпеливый поиск
взаимоприемлемых решений оставшихся после войны сложных проблем, чем
вызывал недовольство и критику японских правых. Однако на прямые
вопросы о позиции по поводу территориальных требований к России, как и
другие политики, он повторял стандартную фразу о скорейшем возвращении
«всех северных территорий». Иного трудно ожидать - ведь все без
исключения японские политики уже давно являются заложниками усиленно
внедрявшейся на протяжении полувека идеи обретения перешедших по итогам
войны к СССР/России территорий. Любое отклонение от этой политической
догмы карается остракизмом и изгнанием из политики. Соперничая в мае
сего года за пост главы партии с другим видным демократом - Кацуя
Окада, в качестве политического обязательства Хатояма обещал в случае
прихода к власти разрешить территориальную проблему за три-четыре года.
При этом, как полагают японские комментаторы, речь шла о «возвращении»
островов в полном объеме. А незадолго до выборов японская газета
«Санкэй симбун» опубликовала любопытное сообщение о беседе Хатояма с
депутатом парламента Мунэо Судзуки, который говорил о необходимости для
демонстрации стабильности новой власти быстро добиться крупного
дипломатического успеха, для чего «в течение полугода после
сформирования кабинета министров выработать путь продвижения к
разрешению проблемы северных территорий». Хатояма поддержал это мнение.
Однако опять неясно, в чем должен
состоять смысл такого намечаемого пути. Не вызывает сомнения, что новый
премьер-министр Японии намерен рассматривать японо-российские отношения
в числе приоритетов внешней политики страны. Вот что об этом говорит он
сам: «Я внук того Хатояма (Итиро Хатояма - премьер-министр Японии в
1954-1956 годах. - А.К.), при котором была подписана Советско-японская
декларация 1956 года. По ней мы живем до сих пор за неимением мирного
договора. Я читал то, что писал мой дед о возвращении двух островов по
формуле «мирный договор плюс два острова». Декларация 1956 года до сих
пор не реализована. Когда мы в Японии говорим о северных территориях,
очень важно признать, что на этих островах теперь живут граждане
России. Когда я там был последний раз и спрашивал жителей, что они
думают, они отвечали: «Давайте сначала делать дело, заниматься
бизнесом, а потом политикой». <...> Как гражданин Японии, я
чувствую, что мы должны призывать к возвращению Японии всех четырех
островов. Но надо быть реалистами. Сначала можно было бы договориться о
совместном проживании, о совместном хозяйствовании на островах, чтобы
уже потом их жители могли бы решить: хотят они быть гражданами Японии
или России. Мы должны решать этот вопрос, параллельно улучшая отношения
и развивая деловые связи, а не ждать политического решения. Пусть
впереди идет бизнес.
Если же мы будем только ждать, движения
не будет». Из сказанного наиболее важным представляется призыв быть
реалистами. А реальность такова, что именно японские политики завели
переговоры о мирном договоре в тупик. В ноябре 2004 года, идя на
серьезный политический риск, президент РФ Владимир Путин попытался
реанимировать обещание Никиты Хрущева о передаче Японии после
заключения мирного договора в качестве жеста доброй воли островов
Хабомаи и Шикотан. И получил от своего японского коллеги -
премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми - полный высокомерия ответ: «До
тех пор, пока ясно не определится принадлежность Японии всех четырех
островов, мирный договор заключен не будет. <...> Этот курс
правительства останется неизменным». Слыша подобное, невольно
задумываешься, кто же был победителем и кто побежденным в войне? И
почему японское правительство считает себя вправе говорить с Россией в
подобном тоне? Осознав бесперспективность дальнейшего поиска
компромисса, Путин решил расставить точки над «i» и внести ясность в
позицию Кремля по поводу Курильских островов. Было заявлено, что
Курильские острова «находятся под суверенитетом России, и в этой части
она не намерена ничего обсуждать с Японией. <...> Это закреплено
международным правом, это результат Второй мировой войны».
Принципиально важным явилось заявление президента Путина о том, что он
не считает Южные Курилы спорными территориями.
Автору этих строк не раз доводилось
разъяснять японским коллегам, что отстаиваемая ими позиция «все или
ничего» является неуместным и вредным в современном мировом сообществе
анахронизмом. Коль скоро не удается найти взаимоприемлемые условия
заключения мирного договора, нужно взять паузу, попробовать пожить в
ситуации, когда территориальный вопрос не будет в качестве центрального
все время выдвигаться на первый план. Недавний опыт разрешения вопроса
территориального размежевания с КНР убедительно продемонстрировал, что
столь психологически тонкие, затрагивающие честь и достоинство
государства и народа вопросы могут решаться только в обстановке
подлинного добрососедства и уважения интересов партнера. К сожалению, в
российско-японских отношениях мы к этому еще не пришли. Безосновательны
и надежды японских политиков на то, что проблему островов можно решить
келейно, за закрытыми дверями высоких кабинетов. Не для того российский
народ поддержал переход к демократии, чтобы вновь вверить свою судьбу
партийным бонзам и не забывающим свой интерес чиновникам. Назойливость
и настырность, с которыми японские политики до последнего времени
прессинговали российских руководителей, выдвигая необоснованные
требования, породили в нашем народе устойчивое неприятие любых
разговоров о возможности сдачи принадлежащих России дальневосточных
земель.
Здесь уместно привести данные опроса
общественного мнения, проведенного Всероссийским центром изучения
общественного мнения (ВЦИОМ) в июле текущего года. 89 процентов
опрошенных высказались против передачи Японии Южнокурильских островов,
согласились лишь 4 процента. Большинство граждан РФ (79%) считают, что
единственный способ разрешить конфликт - оставить острова в составе
России и перестать обсуждать этот вопрос. Немаловажно то, что, как
выявил опрос, у 63 процентов граждан РФ отношение к президенту Дмитрию
Медведеву ухудшится, если он решит передать Курильские острова Японии.
Едва ли руководитель любой демократической страны может игнорировать
мнение доверивших ему власть избирателей. Говоря о связях с Россией,
Хатояма отметил: «В развитии отношений между двумя странами скрыто
много пока не использованных возможностей. Я считаю необходимым в самые
короткие сроки установить как можно более доверительные отношения с
руководством России». Хотелось бы выразить надежду, что новая власть в
Японии попытается вырваться из порочного круга предъявления не имеющих
никаких перспектив ультимативных претензий к нашей стране и предпримет
усилия для осуществления ставшей популярной в мире идеи перезагрузки
отношений на реалистической основе.
|