Газета «Наш
Мир» Тот, кто замахивается на комедийный или обычный хоррор о зомби,
волей-неволей опирается на творчество Джорджа Ромеро и других
режиссёров, создавших из фильмов о живых мертвецах целый тренд. Давайте
вспомним, с оглядкой на какие картины работали создатели «Зомбилэнда».
В
список не вошла ни одна из лент франшизы «Зловещие мертвецы», поскольку
тема зомби в них является второстепенной. Нет здесь и «Возвращения
мушкетёров», хотя, честно говоря, творение Юнгвальда-Хилькевича этого
вполне достойно.
Ночь живых мертвецов Night of the Living Dead, США, 1968, хоррор Режиссёр Джордж Ромеро
Дебютная
работа Ромеро, снятая на чёрно-белую плёнку исключительно по причине
мизерного бюджета. Грим зомби представлял собой воск, который
используют в похоронных бюро, а одежду зомби закупили в магазине
секонд-хенда.
У Ромеро не было денег даже на оплату труда
статистов. Актёрам, игравшим зомби, был выплачен символический доллар и
вручена футболка с надписью «Я был зомби в «Ночи живых мертвецов».
Несмотря
на это, фильм стал хитом кинотеатров под открытым небом и
родоначальником поджанра зомби-хорроров. Зомби появлялись в кино и до
этого, но лишь как жертвы обрядов Вуду, и управлялись вудуистским
жрецом.
Рассвет мертвецов Dawn of the Dead, Италия - США, 1978, хоррор Режиссёр Джордж Ромеро
Несмотря
на такой успех первого фильма, продолжение Ромеро смог снять лишь через
десять лет. Деньги пришлось собирать по крупицам. Половину суммы дал
Дарио Ардженто, приложивший руку и к сценарию. Бюджет в разы превышал
стоимость «Ночи», но Ромеро всё равно ни на что не хватало.
Универмаг,
в котором происходит основное действие, предоставил один из инвесторов,
что значительно снизило затраты. Но снимать всё же приходилось ночью, в
нерабочее время, поскольку закрыть магазин на время съёмок было бы
разорительно.
Игра стоила свеч - фильм стал одним из самых успешных в карьере Ромеро, собрав по миру 55 млн долларов.
Реаниматор Re-Animator, США, 1985, комедийный хоррор Режиссёр Стюарт Гордон
В
80-е в Голливуд ещё не успела прийти эпоха постмодернизма, но именно
тогда были сняты лучшие пародийные ленты. Вот и на тему зомби-хорроров
в конце концов назрела необходимость посмотреть с менее серьёзным
выражением лица.
«Реаниматор», вкупе с вышедшим в тот же год
«Возвращением живых мертвецов», обсмеивал зомби, показывая их нелепыми,
неуклюжими и практически беззащитными.
У Стюарта Гордона их
появление стало следствием вышедших из-под контроля экспериментов
полоумного учёного, что стало ещё одним, пусть и несерьёзным,
предостережением человечеству. Как говорится, многие знания - многие
беды.
Живая мертвечина Braindead (Dead-Alive), Новая Зеландия, 1992, комедийный хоррор Режиссёр Питер Джексон
Нет,
это не полный тёзка - это тот самый Питер Джексон, который всего через
девять лет снял «Властелина колец». Так уж вышло, что Джексон начинал с
малобюджетных хорроров, которые прекрасно демонстрировали его умение
снимать дёшево и изобретательно.
Источником заражения стала
загадочная крысообезьяна с Суматры, клетку которой, кстати,
внимательные зрители могли заметить на корабле, везущем героев
джексоновского «Кинг-Конга» (2005) на остров Черепа.
Несмотря на
то что американская версия фильма была здорово порезана,
новозеландского режиссёра заметили, а эпизод с газонокосилкой стал
классическим.
28 дней спустя 28 Days Later... Великобритания, 2002, хоррор Режиссёр Дэнни Бойл
Вот
ещё один оскаровский лауреат, который баловался ужасами. До того как
стать триумфатором церемонии вручения «Оскаров» 2009 года, Дэнни Бойл
(«Миллионер из трущоб») совершил весьма удачную попытку снять
зомби-хоррор в псевдодокументальном стиле. Идея привела к появлению
одного из самых жутких фильмов десятилетия.
У Бойла люди
превратились в зомби в результате атаки защитников животных на
секретную лабораторию, создавшую, как выяснилось, опаснейший вирус. В
считанные дни население Британии было выкошено - люди превращались в
кровожадных тварей, набрасывавшихся на живых.
Принципиальное
отличие работы Бойла от других картин поджанра - наличие оптимистичной
идеи, что зомби способен убить банальный голод. Всего 28 дней, и они
издохнут сами, потому что нечего станет есть. Спасибо, Дэнни, успокоил!
Обитель зла Resident Evil, Великобритания - Германия - Франция, 2002, хоррор Режиссёр Пол В.С. Андерсон
Как
известно, в последние годы кризис идей в кино привёл к очень странной
закономерности - года не проходит, чтобы на свет не появилась пара
заметных фильмов с подозрительно близким сюжетом. Вот и с «Обителью
зла», во многом вторящей «28 дням», вышло именно так.
Здесь тоже
зомби появились из-за неосторожно разбитой пробирки со страшным
вирусом, выведенным в секретной лаборатории. Правда, тут нет и намёка
на реализм. Так, главная героиня фильма Алиса - также результат
экспериментов, клон, обладающий рядом сверхчеловеческих возможностей.
Фильм
был поставлен по мотивам одноимённой компьютерной игры и оказался
достаточно успешным, чтобы позже было снято два его продолжения.
Рассвет мертвецов Dawn of the Dead, США - Канада - Япония - Франция, 2004, хоррор Режиссёр Зак Снайдер
Ещё
одним следствием кризиса идей в последние годы стало появление десятков
ремейков классических лент. В том числе и в жанре хоррора. Будущий
режиссёр «300 спартанцев» и «Хранителей», Снайдер замахнулся на Ромеро
и, как ни странно, умудрился его превзойти.
В фильме огромное
множество отсылок как к оригинальной ленте, так и к ромеровской же
«Ночи мертвецов». Однако есть и существенные отличия. Так, в отличие от
зомби Ромеро, зомби Снайдера умеют бегать. Видимо, именно у Снайдера
это подсмотрели сценаристы «Зомбилэнда».
Новый «Рассвет
мертвецов» стал в США самым кассовым зомби-фильмом в истории. Несмотря
на все прокатные ограничения, ему удалось собрать без малого 60 млн
долларов.
Зомби по имени Шон Shaun of the Dead, Великобритания - Франция, 2004, комедийный хоррор Режиссёр Эдгар Райт
А
вот ещё одна удачная попытка обстебать тему зомби. Британец Эдгар Райт,
заручившись поддержкой блестящих комиков Саймона Пегга и Ника Фроста,
снял настолько смешную комедию, что до появления «Зомбилэнда» у неё
просто не было конкурентов.
Надо сказать, что локализованное
название фильма - один из потрясающих примеров идиотизма отечественных
прокатчиков. Да, название, отсылающее к фильмам Ромеро, переводу не
поддаётся, но это не повод называть зомби героя, который им не является!
По
сюжету Шон, незадачливый продавец-консультант из магазина бытовой
техники, узнал о том, что жители округи превратились в зомби, позже
всех. А узнав, бросился к родителям. Благо, в отличие от снайдеровских,
зомби Райта бегать не умеют.
28 недель спустя 28 Weeks Later, Великобритания - Испания, 2007, хоррор Режиссёр Хуан Карлос Фреснадилло
Зато
зомби Хауана Карлоса Фреснадилло, которому доверили сиквел «28 дней
спустя», могли бы участвовать в спортивных забегах. По сюжету прошло
более двух лет с событий первого фильма. Англия на осадном положении,
военные тщательно фильтруют вновь прибывших, чтобы не допустить новой
вспышки эпидемии. Но она всё же случается.
Фильм снят в
совершенно иной стилистике, нежели работа Бойла, но говорить о том,
хуже он или лучше, не приходится - оба по-своему хороши. Правда, в
прокате он собрал меньше, хотя стоил дороже.
Планета террора Planet Terror, США, 2007, хоррор Режиссёр Роберт Родригес
Вспоминая
фильмы Квентина Тарантино, я рассказывал о «Доказательстве смерти» -
первой части дилогии «Грайндхаус». «Планета террора», снятая Робертом
Родригесом, - вторая часть.
Вновь вирус, выведенный в секретной
лаборатории, вырвался на свободу. Первыми жертвами стали жители
небольшого городка. Поначалу их доставляли в местную больницу, но очень
скоро стало понятно, что это как минимум бессмысленно.
В лучших
традициях трэша, признанием в любви которому «Грайндхаус» и является,
на экране царят немыслимая жестокость и дичайший цинизм. |