Результаты прошедших 30 августа выборов в нижнюю палату
парламента Японии кардинально изменили политический ландшафт этой
страны. К власти пришла победившая с большим перевесом оппозиция во
главе с Демократической партией Японии (ДПЯ).
Из
оспаривавшихся 480 мест демократы завоевали 308, значительно превысив
простое большинство. С учетом же депутатских мест согласившихся войти в
коалицию с ДПЯ Социал-демократической партии (СДП) и Новой народной
партии (ННП) теперь уже бывшая оппозиция приблизилась к 321 голосу, что
составляет квалифицированное (конституционное) большинство. Пробыв у
кормила власти почти 54 года с небольшим перерывом в 11 месяцев в
1993-1994 годах, Либерально-демократическая партия (ЛДП) потерпела
сокрушительное поражение. Имея 303 депутатских мандата на момент
роспуска нижней палаты, на состоявшихся выборах она смогла провести в
парламент лишь 119 своих членов. Понесла потери и ее союзница по
коалиции клерикальная партия Новая Комэйто, уменьшив свое
представительство с 31 до 21 места.
По установившемуся в Японии ритуалу лидеры проигравших партий со
скорбными лицами приносят извинения своим сторонникам и заявляют об
уходе в отставку. На сей раз эту церемонию покаяния перед
телевизионными камерами провели председатель ЛДП, он же
премьер-министр, Таро Асо и генеральный секретарь партии Хироюки
Хосода. Однако, глядя на радостные лица приложивших немало сил для
успеха на выборах демократов, трудно избежать ощущения, что по большому
счету результаты волеизъявления народа - это не столько победа ДПЯ,
сколько вотум недоверия либерал-демократам. У демократов же нет времени
на раскачку, они в кратчайший срок должны доказать, что их предвыборные
слова и обещания не расходятся с делами. Действовать придется в весьма
сложной обстановке, ибо после выборов финансово-экономические трудности
сами по себе не исчезнут, а может быть, и обострятся. Объявляя, по
сути, войну крупной бюрократии, ДПЯ может столкнуться с изощренными
формами саботажа, попытками дезорганизовать управление страной.
Кадровый
голод, отсутствие в рядах демократов достаточного числа опытных
администраторов государственного уровня может затруднить запуск
механизма новой власти или по крайней мере вызвать его пробуксовку.
Неудача начинаний нового правительства - единственная надежда ЛДП на
реванш. В будущем году предстоят выборы в верхнюю палату парламента, к
которым демократы должны предъявить народу конкретные результаты своей
деятельности по руководству страной. В пользу ДПЯ говорит то, что им
удалось довольно точно определить болевые точки сложившейся в стране
непростой ситуации, уяснить надежды и чаяния простых японцев и
предложить рецепты улучшения жизни
народа. Чем недовольны японцы В Европе долгое время существовало
понятие «шведский социализм». Оно означало сглаживание классовых
противоречий за счет более справедливого распределения богатства страны
между крупным капиталом и основной массой трудового населения. Менее
известным является определение «японский социализм».
Оно возникло в годы экономического бума, когда правительство и
предприниматели считали целесообразным и даже выгодным для себя и
страны постепенно повышать жизненный уровень народа. При этом если в
Швеции линию на усиление социальной справедливости проводили
приходившие к власти социал-демократы, то в Японии это была политика
ставленника крупного капитала
- консервативной Либерально-демократической партии. К этому ее
вынуждали рост самосознания японских трудящихся, широкий размах
профсоюзного движения, претензии на власть тесно связанных с
организованным рабочим движением оппозиционных партий -
социалистической и коммунистической. Достаточно вспомнить ежегодные
мощные «весенние наступления» японских профсоюзов, когда забастовки
заставляли правительство и хозяев предприятий идти на уступки в
вопросах повышения зарплаты и расширения социального обеспечения.
Ситуация
изменилась в конце 80-х, когда страна вступила в затяжной этап
экономической рецессии, сокращения производства и рабочих мест.
Началось падение жизненного уровня населения. Объясняя происходящее,
один из знакомых японских предпринимателей тогда говорил: «Во времена
быстрого экономического роста мы, бизнесмены, получали прибыли, часть
которых как бы вываливалась из переполненных карманов. Сверхприбыли
позволяли делиться с рабочими. Теперь иная картина - делиться
становится нечем. Мы разъясняем рабочим, что нужно терпеть, а то в
случае банкротства компании они вовсе лишатся работы и доходов».
Однако
в это можно поверить, когда речь идет о мелких и средних предприятиях.
Что же касается ситуации в стране в целом, то она характеризуется
известной формулой - богатые становятся богаче, а бедные - беднее.
Лидеры ЛДП вынуждены признать, что одним из наиболее тревожных
социальных явлений стал углубляющийся разрыв в доходах между бедными и
богатыми. Если в период экономического роста до 90 процентов населения
относили себя к среднему классу, сейчас эта цифра стремительно
уменьшается. Трудности страны ЛДП стремилась решать за счет народа -
сокращались ассигнования на социальное и пенсионное обеспечение,
принято законодательство о так называемых временно командированных
рабочих, на которых не распространяются права, прописанные для
постоянных работников компаний, и которые в любой момент могут быть
выброшены на улицу без каких-либо пособий. Сегодня такие бесправные
временные работники составляют до 30 процентов общего числа занятых в
Японии. Увеличилось финансовое бремя семей на образование детей,
получение медицинской помощи, возросли транспортные расходы. В стране
действует потребительский налог, когда любая покупка или получение
услуги автоматически сопровождается 5-процентным дополнением к цене.
При этом, сетуя на финансовые трудности, либерал-демократы не скрывали
намерения вдвое увеличить размер потребительского налога. Объяснение
стандартное - серьезно затронувший Японию мировой кризис и проблема
старения общества требуют от японцев все туже затягивать пояса.
Однако при этом об увеличении налогообложения крупных корпораций,
которые и в условиях стагнации получают немалую прибыль,
либерал-демократы и не помышляли. Над каждым японским трудящимся висит
дамоклов меч так называемой реструктуризации, по-японски - «рэсутора».
Это заимствованное из иностранного языка словечко является эвфемизмом
банального увольнения с работы. Честнее было бы оставить прежнее
используемое при сокращении персонала японское слово «кубикири» -
отрубание головы. Накануне выборов газеты опубликовали явно невыгодную
для ЛДП статистику о рекордном для Японии росте безработицы в стране.
На конец августа она составила 5,7 процента трудоспособного населения,
или в абсолютных цифрах 3,59 миллиона человек. О стремительном росте
безработицы свидетельствует тот факт, что только за последний год
потерявших работу стало больше на миллион человек. Недовольны японцы и
тем, как либерал-демократы ведут дела на международной арене.
Многие считают, что оправданное и даже выгодное в свое время
следование в фарватере американской политики уже не отвечает интересам
Страны восходящего солнца. Хотя полностью отказываться от ядерного
зонтика США в Японии пока не готовы, все чаще можно услышать разговоры
о большем равноправии в рамках японо-американского «договора
безопасности». Отнюдь не безоблачны и отношениях японского государства
с соседями. Отстаивание жесткой бескомпромиссной позиции по
территориальным проблемам с КНР, Республикой Корея, Россией затрудняет
достижение добрососедства, осложняет политическое, а нередко и
экономическое сотрудничество с этими странами. Не оправдывает себя и
непримиримая политика в отношении Корейской Народно-Демократической
Республики (КНДР), ужесточение против нее различного рода санкций,
открытые призывы к блокаде. Как показывают события, это лишь усложняет
ситуацию, заводит ее в тупик. Можно считать, что именно демонстрация
враждебности японского правительства к КНДР стимулирует руководство
этой страны к наращиванию вооружений, в том числе ракетно-ядерных.
В
то же время японцев пугают призывы некоторых консерваторов к ядерному
вооружению Японии, выхолащиванию трех безъядерных принципов,
направление вопреки положениям конституции японских вооруженных сил за
рубеж. Японцы с тревогой воспринимают попытки открытого оправдания
агрессивной политики милитаристской Японии в прошлом, призывы к
переписыванию учебников истории в угоду ультранационалистическим силам.
Все это побудило, похоже, не только сторонников оппозиции, но и
значительную часть ранее голосовавших за ЛДП и не голосовавших вовсе
избирателей отдать на сей раз свои голоса демократам в надежде на
выполнение ими предвыборных обещаний. Это проявилось в довольно высокой
для дождливого дня явке на избирательные участки - около 70 процентов.
Манифест демократов Добившись в 2007 году успеха на выборах депутатов в
верхнюю палату японского парламента, Демократическая партия Японии
поставила перед собой задачу отстранить правительственную коалицию
либерал-демократов и партии Новая Комэйто от власти в стране. Был
использован опыт обнародования и широкой пропаганды манифеста партии с
перечнем неотложных политических шагов и мероприятий по улучшению жизни
народа.
В нем заявлялась программа возвращения к принципам
социально ориентированного государства, сокращения разрыва в доходах,
перераспределения национального богатства в пользу малоимущих слоев.
При этом демократы обещали покончить с ситуацией, когда страной
руководят не столько политики, сколько преследующие собственные
интересы бюрократы. Лидер демократов Юкио Хатояма открыто бросил вызов
чиновничьему клану: «Эти выборы означают три смены. Первая - смена
власти. Вторая - это смена старой политики на новую. Третья - смена
управления, в результате чего верховная власть будет принадлежать
народу, а не бюрократической верхушке». Одним из методов освобождения
от власти бюрократического аппарата представляется непосредственное
участие правящих партий в формировании бюджета государства с
последующим строгим контролированием его исполнения. Лозунгом
демократов стала борьба с неэффективной тратой бюджетных средств на
цели, не отвечающие интересам народа. Учитывая большую зависимость
японской экономики от конъюнктуры в международной торговле, ДПЯ
выступает за пересмотр ориентации на экспорт и переход к политике
расширения внутреннего спроса.
Высвобождающиеся
в результате оптимизации бюджета средства обещано тратить на адресную
помощь японским семьям. Это - дотации на детей, установление права на
бесплатную сдачу экзаменов при поступлении в среднюю школу высшей
ступени (10-12-й классы), отмена платы за пользование скоростными
автодорогами и др. Для координации деятельности по эффективному
исполнению бюджета демократы намерены создать бюро по проблемам
национальной стратегии - руководящий и направляющий орган наподобие
Политбюро ЦК КПСС. Как сообщается, это бюро кроме бюджета будет
заниматься также выработкой основных направлений внешней политики и
обеспечения национальной безопасности. Демократы ставят задачу вернуть
подорванное либерал-демократами доверие народа к политике и политикам.
И в этом они находят поддержку избирателей. Уставшие от политики
денежного мешка - коррупция власть имущих, сращивание политиков с
крупным бизнесом, переход по наследству депутатских и правительственных
постов, скандалы вокруг аморальных поступков высокопоставленных
деятелей ЛДП - японские избиратели, желая перемен к лучшему,
проголосовали за смену власти в стране. Важно, что такая смена не
вызывает опасений у крупного капитала, который и был инициатором
создания системы двух больших партий. Имеется в виду, что две
конкурирующие партии, не покушаясь на принципы буржуазного общества,
будут, как в США или Великобритании, периодически сменять друг друга.
На следующий день после выборов председатель наиболее влиятельной
организации крупного бизнеса Японии «Кэйданрэн» Фудзио Митараи назвал
результаты голосования историческими и приветствовал старт
двухпартийной системы. Если по вопросам стратегии выхода из
затянувшейся рецессии у демократов в большинстве случаев существует
консенсус, то проблемы внешней политики и обеспечения безопасности
потребуют согласования не только среди руководства ДПЯ, но и внутри
новой коалиции, где кроме демократов будут социал-демократы и
представители Новой народной партии. Так как у ДПЯ пока нет детально
проработанной внешнеполитической концепции, политика на международной
арене (по крайней мере в ближайшее время), видимо, не претерпит
серьезных изменений и страна будет следовать ранее принятым на себя
обязательствам.
В перспективе не исключены шаги в направлении
обретения Японией большей самостоятельности в международной политике.
Уже в ходе избирательной кампании лидер партии Юкио Хатояма говорил о
желании провести с Вашингтоном переговоры о статусе военнослужащих США
на территории Японии. В настоящее время американцы пользуются правом
экстерриториальности и не могут быть судимы за совершенные на японской
земле преступления. Немало шума наделало высказывание по поводу
японо-американского союза «дона» ДПЯ Итиро Одзава, который в мае из-за
финансового скандала вынужден был оставить пост главы партии, но
сохранил серьезное влияние на ее стратегию и политику. Им впервые
открыто была поставлена под сомнение необходимость сохранения на
территории Японии многочисленных военных баз и сооружений США, на
содержание которых уходит значительная часть бюджета. Было заявлено,
что для защиты Японии от нападения вполне достаточно постоянно
присутствующего в регионе и базирующегося в японских портах 7-го
Тихоокеанского флота США. Лидеры ДПЯ поддерживают идею формирования
восточноазиатского сообщества, видя Японию одним из лидеров такого
объединения государств. При этом имеется понимание того, что для
достижения этой цели необходимы добрососедство и тесное сотрудничество
в первую очередь с государствами-соседями в регионе Северо-Восточной
Азии - КНР, Республикой Корея, Россией, а также налаживание контактов с
КНДР. Во время избирательной кампании вопрос отношений с этой страной
на первый план не выдвигался.
Но в беседах с автором этих строк
видные демократы соглашались, что существующие между Японией и КНДР
сложные проблемы, включая вопрос о судьбе похищенных в 60-70-е годы
северокорейскими спецслужбами японских граждан, следует решать путем
диалога и с учетом позиций друг друга. Комментируя результаты выборов в
Японии, представитель китайского правительства выразил надежду на то,
что новое руководство во главе с демократами «займет правильную
позицию» по вопросам островов Дяоюйдао (Сэнкаку), Тибета, Синьцзяна и
Тайваня. Думается, снятию периодической напряженности в отношениях с
КНР послужит намерение демократов прекратить провоцирование Пекина
демонстративными посещениями членами японского правительства храма
Ясукуни, в котором канонизированы души не только погибших японских
солдат и офицеров, но и казненных по приговору Токийского трибунала
главных японских военных преступников. Реалистичным представляется
предложение демократов и их союзников по коалиции создать не связанный
с религиозными и идеологическими догмами мемориал для поминания
погибших в войнах японцев. Как в самой Японии, так и в мире будет
поддержан курс нового кабинета по сокращению выбросов в атмосферу
парниковых газов, более активному внедрению японских энергосберегающих
технологий. Япония-Россия: будет ли перезагрузка? Покидающий пост
премьер-министра Таро Асо во многом лично повинен в охлаждении летом
нынешнего года российско-японских отношений. Вызванное стремлением
заработать перед выборами политические очки, его заявление о
«сохраняющейся незаконной оккупации» Россией южной части Курильских
островов заставило Кремль дать довольно резкую отповедь попыткам
подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны. С критикой этого
заявления Асо выступила и японская центральная пресса, попенявшая
премьеру за неаккуратное высказывание. Явно недружественной и
провокационной выглядела затея с принятием незадолго до выборов обеими
палатами японского парламента резолюции, включавшей утверждение о якобы
исконной принадлежности Японии Южнокурильских островов. Резолюция
призывала прилагать усилия для скорейшего «возвращения» всех четырех
островов - Кунашира, Итурупа, Хабомаи и Шикотана. Заметим, что и в
нижней, и в верхней палатах резолюция была принята единогласно, то есть
при участии и всех депутатов от Демократической партии Японии.
Сделанные
Хатояма в ходе избирательной кампании заявления относительно
японо-российских отношений, на наш взгляд, отличались отсутствием
конкретности, а подчас вызывали неоднозначные суждения. Являясь в
течение многих лет председателем общенационального общества
«Япония-Россия», этот политик сделал немало для развития двусторонних
отношений, углубления взаимопонимания двух соседних народов. При этом
он высказывался за терпеливый поиск взаимоприемлемых решений оставшихся
после войны сложных проблем, чем вызывал недовольство и критику
японских правых. Однако на прямые вопросы о позиции по поводу
территориальных требований к России, как и другие политики, он повторял
стандартную фразу о скорейшем возвращении «всех северных территорий».
Иного трудно ожидать - ведь все без исключения японские политики уже
давно являются заложниками усиленно внедрявшейся на протяжении полувека
идеи обретения перешедших по итогам войны к СССР/России территорий.
Любое отклонение от этой политической догмы карается остракизмом и
изгнанием из политики. Соперничая в мае сего года за пост главы партии
с другим видным демократом - Кацуя Окада, в качестве политического
обязательства Хатояма обещал в случае прихода к власти разрешить
территориальную проблему за три-четыре года. При этом, как полагают
японские комментаторы, речь шла о «возвращении» островов в полном
объеме. А незадолго до выборов японская газета «Санкэй симбун»
опубликовала любопытное сообщение о беседе Хатояма с депутатом
парламента Мунэо Судзуки, который говорил о необходимости для
демонстрации стабильности новой власти быстро добиться крупного
дипломатического успеха, для чего «в течение полугода после
сформирования кабинета министров выработать путь продвижения к
разрешению проблемы северных территорий». Хатояма поддержал это мнение.
Однако
опять неясно, в чем должен состоять смысл такого намечаемого пути. Не
вызывает сомнения, что новый премьер-министр Японии намерен
рассматривать японо-российские отношения в числе приоритетов внешней
политики страны. Вот что об этом говорит он сам: «Я внук того Хатояма
(Итиро Хатояма - премьер-министр Японии в 1954-1956 годах. - А.К.), при
котором была подписана Советско-японская декларация 1956 года. По ней
мы живем до сих пор за неимением мирного договора. Я читал то, что
писал мой дед о возвращении двух островов по формуле «мирный договор
плюс два острова». Декларация 1956 года до сих пор не реализована.
Когда мы в Японии говорим о северных территориях, очень важно признать,
что на этих островах теперь живут граждане России. Когда я там был
последний раз и спрашивал жителей, что они думают, они отвечали:
«Давайте сначала делать дело, заниматься бизнесом, а потом политикой».
Как гражданин Японии, я чувствую, что мы должны призывать к возвращению
Японии всех четырех островов. Но надо быть реалистами. Сначала можно
было бы договориться о совместном проживании, о совместном
хозяйствовании на островах, чтобы уже потом их жители могли бы решить:
хотят они быть гражданами Японии или России. Мы должны решать этот
вопрос, параллельно улучшая отношения и развивая деловые связи, а не
ждать политического решения. Пусть впереди идет бизнес.
Если же
мы будем только ждать, движения не будет». Из сказанного наиболее
важным представляется призыв быть реалистами. А реальность такова, что
именно японские политики завели переговоры о мирном договоре в тупик. В
ноябре 2004 года, идя на серьезный политический риск, президент РФ
Владимир Путин попытался реанимировать обещание Никиты Хрущева о
передаче Японии после заключения мирного договора в качестве жеста
доброй воли островов Хабомаи и Шикотан. И получил от своего японского
коллеги - премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми - полный высокомерия
ответ: «До тех пор, пока ясно не определится принадлежность Японии всех
четырех островов, мирный договор заключен не будет. Этот курс
правительства останется неизменным». Слыша подобное, невольно
задумываешься, кто же был победителем и кто побежденным в войне? И
почему японское правительство считает себя вправе говорить с Россией в
подобном тоне? Осознав бесперспективность дальнейшего поиска
компромисса, Путин решил расставить точки над «i» и внести ясность в
позицию Кремля по поводу Курильских островов. Было заявлено, что
Курильские острова «находятся под суверенитетом России, и в этой части
она не намерена ничего обсуждать с Японией. Это закреплено
международным правом, это результат Второй мировой войны».
Принципиально важным явилось заявление президента Путина о том, что он
не считает Южные Курилы спорными территориями.
Автору этих строк
не раз доводилось разъяснять японским коллегам, что отстаиваемая ими
позиция «все или ничего» является неуместным и вредным в современном
мировом сообществе анахронизмом. Коль скоро не удается найти
взаимоприемлемые условия заключения мирного договора, нужно взять
паузу, попробовать пожить в ситуации, когда территориальный вопрос не
будет в качестве центрального все время выдвигаться на первый план.
Недавний опыт разрешения вопроса территориального размежевания с КНР
убедительно продемонстрировал, что столь психологически тонкие,
затрагивающие честь и достоинство государства и народа вопросы могут
решаться только в обстановке подлинного добрососедства и уважения
интересов партнера. К сожалению, в российско-японских отношениях мы к
этому еще не пришли. Безосновательны и надежды японских политиков на
то, что проблему островов можно решить келейно, за закрытыми дверями
высоких кабинетов. Не для того российский народ поддержал переход к
демократии, чтобы вновь вверить свою судьбу партийным бонзам и не
забывающим свой интерес чиновникам. Назойливость и настырность, с
которыми японские политики до последнего времени прессинговали
российских руководителей, выдвигая необоснованные требования, породили
в нашем народе устойчивое неприятие любых разговоров о возможности
сдачи принадлежащих России дальневосточных земель.
Здесь уместно
привести данные опроса общественного мнения, проведенного Всероссийским
центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июле текущего года. 89
процентов опрошенных высказались против передачи Японии Южнокурильских
островов, согласились лишь 4 процента. Большинство граждан РФ (79%)
считают, что единственный способ разрешить конфликт - оставить острова
в составе России и перестать обсуждать этот вопрос. Немаловажно то,
что, как выявил опрос, у 63 процентов граждан РФ отношение к президенту
Дмитрию Медведеву ухудшится, если он решит передать Курильские острова
Японии. Едва ли руководитель любой демократической страны может
игнорировать мнение доверивших ему власть избирателей. Говоря о связях
с Россией, Хатояма отметил: «В развитии отношений между двумя странами
скрыто много пока не использованных возможностей. Я считаю необходимым
в самые короткие сроки установить как можно более доверительные
отношения с руководством России». Хотелось бы выразить надежду, что
новая власть в Японии попытается вырваться из порочного круга
предъявления не имеющих никаких перспектив ультимативных претензий к
нашей стране и предпримет усилия для осуществления ставшей популярной в
мире идеи перезагрузки отношений на реалистической основе.