Для обстоятельного разговора необходимо договориться, что доброе и
недоброе в нашем восприятии совпадает. Это не так просто, как может
показаться на первый взгляд, ведь любое абстрактное понятие поддается
разной трактовке как в обыденном сознании, так и в более возвышенных
социокультурных сферах.
Совсем не хочется выглядеть заумно,
поэтому попытаюсь объяснить по-иному. В религиях существуют заповеди, в
науке - законы, принципы и нормы морали, в правовой системе - опять же
законы и статьи за их нарушение, а в повседневной
жизни... «винегрет» из них из всех плюс индивидуальная значимость тех или иных поступков и высказываний в пользу добра и зла.
Вспомним,
например, «Принца и нищего» Марка Твена. Женщина украла хлеб, чтоб
накормить ребенка, за что ее надлежало казнить. Плакал палач, плакал
обокраденный пекарь... но «правосудие» свершилось. Или другой
литературный пример, совсем иного, анекдотического плана. В аду горели
двое: под одним - писателем - был лишь уголек, под другим - убийцей -
жестокое пламя. По прошествии времени уголек разжегся в костер, а пламя
угасло. Причина в том, что под пламенем можно ответить за содеянное
сразу, а уголек будет вспыхивать и вспыхивать по мере того, как
распространяется гнилая мысль, напечатанная и изданная.
Чтобы не
убрести еще глубже в философию, давайте приступим к главному вопросу:
искупают ли добрые дела человека совершенное им зло?
Первый шаг
на пути к ответу на него донельзя банален: а что за человек? Но он-то и
важен, а иначе изрек бы мудрец, что всякая справедливая истина
неизбежно обречена на банальность?! Речь, разумеется, не идет о
профессиональном, социальном и семейном положении этого самого
человека, поэтому абстрактную личность попытаемся рассмотреть в ином
ракурсе... и окажется, что их несколько. Вот это да!
Номер раз:
типаж, описанный изречением «все благие намерения ведут в ад». Это
когда из лучших побуждений оказывают «медвежью услугу» (или «наступают
на лапу»). Номер два: собирался насолить, а получилось - наоборот
(виртуальное зло, тем не менее, зачисляемое в прегрешения). Номер три:
оказался в тупиковой ситуации и инстинктивно защищал собственные
ценности (жизнь, имущество, честь себя и близких и т.п.). Номер четыре:
переживая резко возникший или затянувшийся стресс, неадекватно
среагировал на ситуацию, что повлияло на планы и интересы других. Номер
пять: хотел поживиться за счет других (необязательно материально... ну,
понимаете: карьера, авторитет и проч.). Номер шесть: сознательно
наносил урон другому или другим с намерением причинить зло по зову
«натуры». Номер семь: обиделся на всех и вся из-за полученной (или
кажущейся) обиды и пошел крушить налево и направо.
Вот такая
странная компания. Впору грустно пошутить: кому двоится в глазах - еще
повезло. Однако при всей разношерстности собранной нами публики она
поддается разделению на две более или менее однородные группы:
осознавал человек причиняемое зло или нет.
«Отказники» попадут в
затруднительное положение: не ведая, что натворили, они могут и дальше
набирать и набирать себе грехи. И притом искренне удивляться, почему
ими недовольны, либо скорбно сокрушаться, что не предвидели, не
предполагали, не ожидали, не хотели... Если же отбросить все «не», то
сухой остаток покажет долю собственной вины и степень желания ее избыть.
«Ненавистники»,
собранные вместе, окажутся весьма неоднородной массой, в которой будут
присутствовать различные тона, полутона, а также четвертые, восьмые,
шестнадцатые, тридцать вторые доли и еще более тонкие различия,
зависящие от степени осознания содеянного.
И дальше действует
новый сортировочный механизм, делящий совершивших на понимающих и не
понимающих характер сотворенного действия. Между прочим, этот вопрос не
менее важен, чем род, характер, способ явного или мнимого злодеяния
(мнимые тоже возникают не случайно, а в назидание).
Неосознавшие
- отдельные вопрос, поскольку не ставят задачу искупления.
Осознавшие... вновь разбегаются по нескольким путям-дорожкам. Одни
ограничиваются битьем поклонов с просьбой о пощаде, мол, не ведали, что
творили; другие принимаются за благотворительные поступки, дабы
откупиться от вины; третьи уходят в затворничество; четвертые, пятые,
десятые... Много тропинок на этом пути, но не все путеводные.
Запутаться
в них проще всего, если не понимать, что любое преследование корысти на
пути благодеяния не может покрыть совершенного проступка. Сделать добро
за реальную «конфетку» либо за причитающуюся в перспективе - простите
за тавтологию - бесперспективно. Под конфеткой в данном случае
подразумевается благодарность получателей благ во искупление или
надежда на милость Бога либо Судьбы в дальнейшем. В любом случае, это
аналог средневековой индульгенции, осужденной уже самой Церковью.
Но
в таком случае существует ли вообще путь искупления у совершившего
неправедный поступок? И кто посчитает, сколько таковых случается
ежечасно, - значит ли это, что число непоправимых грешников все
множится?.. Не извольте беспокоиться, путь к истинно бескорыстным
благим поступкам есть, стоит лишь пройти через ворота, что именуются
трудноосваиваемым словом «Покаяние». Не будем ерничать, мол, «не
согрешишь - не покаешься».
Лучше рассмотрим те ворота: на них
письмена разных времен. Вот, например, в старофранцузском сказании о
Франциске Ассизском повествуется о весьма разгульной молодости будущего
святого (и даже в Жизнеописании не обойдены пристрастия юноши к
кавалькадам, роскошным обедам и проч.). И библейская Мария Магдалена
поначалу была вовсе не образцом совершенства... Судьба расейского
атамана Кудеяра, сохраненная в преданиях, описана Н.А.Некрасовым:
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Пещера Кудеяра в Саратовской области
Пещера Кудеяра в Саратовской области
Много добра понаграбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу красу.
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал сам Кудеяр - Питирим!«Совесть
Господь пробудил» - о чем это? О раскаянии. Истинном, искреннем. Лишь
испытав его по отношению к содеянному, можно вершить благое дело.
Только надо иметь в виду, что раскаяние - это такой волшебный ключик,
который необязательно отворяет доступную сознанию дверцу. Иногда он
отпирает потаенную, о существовании которой разум и не догадывается. И
тогда говорят: «Он проснулся другим человеком».
Прекрасный
пример тому приводится в талантливейшей экранизации А.Роу русской
народной сказки «Морозко»: молодец, приобретший за буйство нрава
медвежью голову, как ни старался, не мог сделать доброе дело, которое
вернуло бы ему прежний облик. И даже когда слепую бабушку, которая не
знала об его изъяне, довез на закорках до дома, шерсть не исчезла. Зато
когда увидел забытую ею клюку в лесу, только подумал: «Как же она без
клюки-то, надо бы отнести», - колдовство спало.
Покаяние и искренность - вот главное. И да будет так.
Хочет
или не хочет, согласен или нет, на жизненном пути человек проходит два
пути: восхождения и возврата. На первом собирает задачки для решения,
на втором их «отматывает». Вот почему бывают так лихи и безрассудны
юные: они «гребут» на себя то, что потом придется разрешать, и только
самим, «мамки-няньки» не помогут.