Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Гигантское исследование британских медиков показало: большинство
взрослых людей пренебрегают правилами гигиены. Однако они начинают
соблюдать ее на виду у других или если думают, что за ними следят,
сообщает Infox.
Если в анкете спросить человека, моет ли он руки
с мылом после посещения туалета, любой ответит утвердительно. Однако
истинная картина далека от совершенства, что выяснили исследователи
Лондонской школы гигиены и тропической медицины. При помощи коллег из
лондонского Университетского колледжа они установили беспроводные
онлайновые сенсоры в туалетных комнатах на станциях британских хайвеев,
чтобы получить независимые данные о поведении людей.
После
анализа данных оказалось, что из 200 тыс. посетителей туалетных комнат
только 32% мужчин и в два раза больше женщин - 64% - имеют такую
полезную привычку, как мытье рук с мылом.
Миллионы людей в мире
ежегодно умирают от болезней, связанных с кишечными и респираторными
инфекциями. Мытье рук с мылом - самый простой и дешевый способ
обезопасить себя от бактерий - возбудителей этих болезней. Однако, как
показало исследование, даже в Великобритании, не говоря уже о менее
цивилизованных странах, большинство людей им пренебрегают.
На
второй стадии эксперимента специалисты изучали, какие текстовые
послания лучше всего побуждают людей соблюдать правила гигиены. В
туалетных комнатах они развесили призывы и лозунги разного содержания.
Одни были просветительными, например: «Вода не убивает микробов, а мыло
- убивает», другие взывали к чувству брезгливости: «Не будь грязнулей,
не избегай мыла!» и т. п. Тексты загорались и мигали на мониторе.
Выяснилось,
что просветительные тексты сильнее действуют на женщин: их присутствие
увеличило количество дам, моющих руки с мылом, на 9,4%. На мужчин
взывание к разуму не действовало, но примерно с той же эффективностью
на них повлияли агитки, вызывающие отвращение, например: «Смой их с
мылом сейчас или потом ты съешь их!» - количество мужчин, использующих
мыло, возросло на 9,8%. Честно говоря, исходя из обычной логики можно
было бы ожидать, что все будет наоборот, и женщины окажутся более
брезгливыми, а мужчины - более разумными. Однако полученные данные
удовлетворяли статистическим критериям.
Но самым эффективным у
обоих полов оказалось невинное сообщение: «Вымыл ли руки с мылом
человек рядом с тобой?». То есть граждан ненавязчиво призывали
проследить друг за другом. Ученые считают, что это обращение
адресовалось к социальным нормам и социальному статусу.
Этот
эксперимент имел и сугубо практическую задачу. «Мы хотели выяснить,
какие сообщения сильнее всего действуют на поведение людей, чтобы не
тратить деньги на пустые призывы», - говорит Роберт Онгер, руководитель
исследования. Специалисты убедились, что, адресуя послания к мужчинам
или к женщинам, нужно использовать разные мотивы убеждения, чтобы
добиться соблюдений норм гигиены.
Результаты исследования
опубликованы в журнале накануне Всемирного дня мытья рук, который
пройдет 15 октября. В этой акции примут участие более 70 стран.
Основная цель дня мытья рук - научить детей правилам гигиены и тем
самым уберечь их от болезней. Но, как видно из данных лондонских
медиков, взрослым тоже стоит приобрести полезные привычки.
Между
тем, по данным Национальной информационной группы, 94% россиян забывают
мыть руки, когда едят в столовых, ресторанах и других общественных
местах. 32% преспокойно садятся за стол с немытыми руками, после того
как подержались за поручни эскалатора в метро или в троллейбусе и
автобусе. При этом мужчины вообще моют руки в полтора раза реже, чем
женщины.
Но хуже всего дела с гигиеной - у российских школьников. Каждый
третий из них не имеет навыков мытья рук перед едой и после посещения
туалета, каждый четвертый не моет их после возвращения с улицы. Ужас,
одним словом. Ну а сколько россиян не моют руки после того, как
пересчитают деньги, - даже говорить страшно.
|