Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
В начале октября в Азербайджане состоялся IX саммит тюркоязычных
государств, участники которого договорились о создании Совета
сотрудничества. Некоторые эксперты в этой связи уже поговаривают о
формировании новой интеграционной группы на юге постсоветского
пространства. Впрочем, до реальной интеграции далеко: пока у
тюркоязычных нет практически ничего общего, кроме языковых корней. Зато
противоречий и конфликтов - хоть отбавляй.
Поначалу основой
проблемой тюркоязычного сообщества было стремление Турции подмять под
себя бывшие советские республики Средней Азии. Те, естественно,
сопротивлялись, еще из советской пропаганды усвоив, что пантюркизм -
это плохо. Тут же Туркмения и Азербайджан стали ссориться по поводу
принадлежности нефтяных месторождений Каспийского моря (каспийскую
нефть не могут поделить до сих пор). Кроме того, с момента развала СССР
республики Центральной Азии конфликтуют из-за энергии, газа и воды. У
"верхних" Киргизии и Таджикистана есть вода и электричество,
вырабатываемое этой водой; при этом они спорят между собой по поводу
границы, половина которой не делимитирована. У "нижних" Туркмении и
Узбекистана мало воды, зато есть газ, в котором нуждаются "верхние";
при этом обе республики отличаются болезненной независимостью и
выступать единым фронтом у них никак не получается.
Особенно
отличается в этом смысле Узбекистан. Руководство республики не
присутствовало на саммите тюркоязычных государств, а до этого
отказалось участвовать в создании Коллективных сил оперативного
реагировании ОДКБ. Более того, не создавая новых интеграционных связей,
Узбекистан собирается разрывать уже существующие: так, он объявил о
намерении выйти из параллельной работы единой энергосети Центральной
Азии. Это уже серьезно, ведь от такого шага пострадает весь регион, где
электричество с советских времен "перетекает" в зависимости от сезонных
потребностей то к "верхним", то к "нижним". В сезон, когда на полную
мощность работают ГЭС в верховьях рек, Киргизия и Таджикистан
поставляют энергию соседям; в остальное время уже их энергосистемы
"повисают" на угольных и газовых ТЭС Узбекистана и Казахстана. Кроме
того, Киргизия и Таджикистан дозируют сброс воды из водохранилищ в
соответствии с потребностями сельского хозяйства "нижних" республик, а
те обеспечивают их газом.
С распадом СССР вся эта система стала
давать сбои: то "нижние" сокращают поставки газа или взвинчивают цены
на него, то "верхние" увлекаются гидроэнергетикой, забывая о сельском
хозяйстве соседей. А если Узбекистан решит окончательно сломать прежний
механизм взаимовыручки, в регионе может случиться настоящий
энерго-водный коллапс. Возможности трансграничных "перекачек"
электроэнергии резко сузятся, и "верхние" республики начнут делать
"нижним" пакости в плане водоснабжения.
Узбекистан как будто не
боится такого развития событий и идет на обострение ситуации. С конца
сентября он на треть сократил подачу газа в Киргизию - за то, что та
задолжала ему $18,8 млн в счет оплаты прежних поставок. Вообще, в
последнее время энергетический баланс в регионе сводится не в пользу
Киргизии. Второй год подряд важнейшее для ее энергетики Токтогульское
водохранилище испытывает нехватку воды (в основном, в силу природных
факторов). В результате в республике то и дело вводят ограничения
подачи электроэнергии: население остается без света порой на 12 часов в
сутки. В прошлом учебном году из-за отсутствия электроэнергии почти
половина школ республики не работала с декабря по март, у всех
потребителей были отключены трехфазные счетчики и опечатаны
отопительные электрические котлы. В нынешнем отопительном сезоне лимиты
подачи электроэнергии урежут еще вдвое.
Но что удивительно: при
такой ситуации Киргизия умудряется экспортировать в отопительный сезон
электроэнергию в южные района Казахстана. Впрочем, это объяснимо:
собственное население со скрипом платит за свет (задолженность
достигает $5 млн), а Казахстан расплачивается твердой валютой, причем,
иногда даже вперед. Вот и на этот раз правительство Киргизии провело
переговоры с казахстанскими коллегами, и те согласились внести
предоплату за поставки электроэнергии предстоящей зимой. Вышла сумма в
$25 млн, которой с лихвой хватит, чтобы покрыть киргизский долг перед
Узбекистаном. Ну, а население уж как-нибудь выживет.
Одним
словом, интеграцией в стане тюркоязычных пока и не пахнет. Но,
возможно, теперь Азербайджан будет пытаться организовать все это
пестрое сообщество - по крайней мере, на состоявшемся саммите президент
Ильхам Алиев выступал именно с этих позиций. Он указал на фактор,
который может сплотить весь коллектив получше языковых корней:
энергоресурсы и их транзит. "Тюркоязычные страны располагают всеми
возможностями - есть природные ресурсы, нефтегазовые месторождения,
благоприятное географическое положение, мощные экономики, талант людей,
новая инфраструктура. Если собрать все эти возможности воедино и
сконцентрировать их, то тюркоязычные страны превратятся в большую силу
в мировом масштабе", - полагает Алиев.
Что ж, если удастся
преодолеть дрязги, то может получиться мощная региональная группировка.
И тогда незачем будет Турции вступать в Евросоюз - у нее будет свой, с
которым ЕС придется разговаривать на равных. Правда, Казахстан и
Киргизия (и в меньшей степени - остальные республики Центральной Азии)
рано или поздно окажутся в сложной ситуации: если они будут участвовать
в интеграции союза тюркоязычных, то придется сворачивать свои отношения
с Россией в рамках ЕвраАзЭС, ОДКБ и уж точно забыть о Таможенном союзе.
Время покажет, какие связи окажутся для них важнее: исторические (с
Россией) или этнические (с Азербайджаном и Турцией).
|