Британский
путешественник, писатель, этнограф Ричард Фрэнсис Бертон в 1853 году
предпринял рискованное путешествие в далекую Аравию. Англичанин Бертон
не был первым европейцем-немусульманином, предпринявшим хадж. Но
паломничество и его описание стали самыми известными и популярными.
В апреле 1853 года одетый по-восточному Бертон выехал из Лондона. В
начале своего пути он был представлен как персидский принц. В
Александрии Бертон превратился в индийского доктора, а затем продолжил
путешествие под видом странствующего дервиша. Хаджи Уели, попутчик
Берона, предложил ему представляться везде выходцем из Афганистана. В
пути иностранцу помогали молодой араб Магомед и индийский мальчик Нур.
«Мы вошли в очерченный вокруг Каабы овал западной дверью... – описывает
он свои впечатления от посещения главного храма Ислама. - Миновав
Авраамово место, мы подошли к колодцу Земзем; там выпили по целой чашке
этой солодковатой воды, дали порядочную сумму разносчикам ее, которые
тут же при нас разделили большую часть денег бедным пилигримам.
Наконец мы достигли входа в Каабу, или, лучше юго-восточного угла
здания, которое примыкает к ней. Там хранился знаменитый Черный камень.
Нам не позволили на этот раз приблизиться; мы должны были издали
совершать наши молитвы; затем началось хождение вокруг камня. Ходили мы
по овальной полированной площадке вокруг Каабы: три круга скорым
гимнастическим шагом и четыре медленным, и все твердя указанные молитвы.
После этих обхождений мы хотели попробовать приложиться к Черному
камню; вокруг него теснилась толпа бедуинов и пилигримов, и я
отчаивался просто подойти поближе посмотреть камень, но Магомед доказал
здесь, что он умеет преодолевать препятствия. Несколько раз он напрасно
обращался к пилигримам с просьбою посторониться, но они и не
поворачивались, предоставляя нам глядеть на их спины и затылки; тогда
Магомед собрал человек шесть своих знакомых из Мекки и, недолго думая,
с их энергичною помощью живо очистил место для прохода.
Бедуины разгневались на нас, но они были без оружия; к тому же (то было
осеннее время) в продолжение предыдущих шести месяцев они сидели на
одном молоке и походили на какие-то мумии, я один справился бы по
крайней мере с полудюжиной их. Таким образом, несмотря на всеобщее
негодование, мы добрались-таки до камня и оставались там около 10
минут, не слушая криков негодующих.
Я внимательно рассматривал этот камень, усердно целуя его и ощупывая руками и лбом...
Мы изнемогали от усталости, ноги и голова побагровели от горячих плит и лучей солнца. Я не мог больше выносить и ушел из мечети.
Вечером я опять посетил Святилище вместе с Магомедом и шейхом Нуром,
который шел сзади и нес фонарь и коврик для молитвы. Раз испытавши всю
ужасную боль поклонения святому месту днем, я не хотел пропустить
случая насладиться там всею прелестью и обаянием восточной ночи.
Свет ночной луны падал на холме Абу-Кубаиса и таинственно освещал всю
картину. В середине освященного места, как огромная гробница,
возвышалось здание совсем темное, исключая некоторых мест, где луч
света падает на драпировку: точно серебряные полосы извивались на самом
черном мраморе.
Это невольно поражает взоры. Перед этим стушевались бы здания даже
вроде грандиозных пагод с их золочеными и лепными куполами. Перед
глазами был только этот храм Единому Богу, Богу Авраама, Измаила и его
потомства.
На овальных подмостках вокруг Каабы стояла целая толпа мужчин, женщин и
детей; почти все были разделены на группы, из которых одни бегали,
другие шли медленно-важно, третьи стояли и просто молились. Сколько
контрастов!»