В странах Восточной Европы настало время
юбилейных торжеств, на Западе историки и представители политической
науки проводят конференции и дискуссии: исполняется 20 лет «осенним
революциям», с которых принято отсчитывать начало эпохи демократии в
бывших коммунистических странах.
Юбилей вряд ли мог прийтись на худшее время. Новые
режимы в восточноевропейских странах переживают острый кризис —
социальный, экономический и политический. Иллюзии утрачены,
общественный энтузиазм поздних 80-х вызывает только иронию. Главная
беда не в том, что спустя 20 лет после перехода к новой системе Восток
Европы по-прежнему значительно беднее, чем её Запад. И даже не в том,
что значительная часть населения живет сейчас в материальных условиях,
которые ухудшились по сравнению со временем коммунистического
правления. Даже не в ностальгии по былой социальной защищенности и
предсказуемости. Главная проблема — в отсутствии перспективы, цели и
смысла общественной жизни.
Демократические процедуры стали нормой, но в них
обнаруживается всё меньше содержания. Можно выбрать одного кандидата из
многих, но все они похожи, как близнецы, да к тому же оказываются на
поверку равно отвратительны. Пресса свободна, но в ней нет ни идей, ни
дискуссий, ни даже анализа. Мифы коммунистической пропаганды изгнаны из
системы образования и школьных учебников — только для того, чтобы
расчистить место для новых мифов, зачастую ещё более абсурдных и
навязываемых ещё более агрессивно, чем прежние.
Перелом 1989 года был связан с массовым
демонстративным бегством граждан Восточной Германии — на Запад.
Бегством, вызванным не столько экономическими, сколько политическими
причинами. В те дни популярен был анекдот о собаке, перебегающей через
внутринемецкую границу: «Что, плохо кормят?» — «Нет, лаять не дают!»
Теперь лаять вроде бы можно, но уже и ни сил нет, ни желания.
Общества Восточной Европы не только недовольны
сложившейся ситуацией. Они деморализованы. Потому даже тогда, когда
массовое недовольство зашкаливает за уровень, явно превышающий тот, что
имел место в 1989 году, ничего подобного тогдашним выступлениям не
происходит. Коммунистические режимы, несмотря на отсутствие гражданских
свобод, хронический дефицит товаров и бюрократический контроль,
воспитали свое население в духе оптимизма, самоуважения, веры в свои
силы и уверенности в своем будущем. В 1989 году все эти позитивные
черты массового сознания обернулись против тех самых режимов, которые
эту психологию и культуру сформировали. Обыватели захотели стать
полноценными гражданами, потребовав прав и свобод. И то, и другое они в
итоге получили, но лишь формально, утратив неформальное право на
причастность к государственной жизни, которое сохранялось у них, пусть
и в урезанном виде под властью коммунистических партий.
Не удивительно, что единственная серьезная
дискуссия, которая может сегодня иметь место в регионе, посвящена
далеко не оптимистическому вопросу — почему всё так плохо кончилось?
Ответ достаточно прост: переход от одной системы к
другой, какими бы демократическими лозунгами и массовыми выступлениями
он ни сопровождался, был в действительности делом элиты, которая решала
собственные проблемы, перестраивая общественные структуры для
собственного удобства и выгоды. Оптимистическое восточноевропейское
общество было одновременно и крайне наивным обществом (и в этом одна из
причин того самого, воспитанного коммунистическими партиями оптимизма).
В итоге массы без особого сопротивления дали элитам возможность
использовать свой энтузиазм и свои надежды в собственных целях. Сегодня
бывшее общенародное достояние поделено между представителями узкого
круга привилегированных господ и филиалами транснациональных
корпораций. Наивность поздних 80-х ушла в прошлое. Люди поняли, что к
чему. Но вместе с утратой иллюзий пришел цинизм. А это не самая лучшая
основа для борьбы за общественное обновление.