Напитки для "быстрого восстановления сил" в кризис продаются
даже лучше, чем раньше. Однако результат их потребления не всегда
соответствует рекламе производителей.
По данным газеты, за
год в Великобритании было продано 484 млн литров "энергетиков", то есть
примерно по 8 литров на каждого британца, включая младенцев и граждан,
которые заведомо не являются их потребителями, пишет британская газета
Independent. Издание приводит слова специалиста из компании по
маркетинговым исследованиям Mintel Джонни Форсита, который
подтверждает, что спрос на спортивные и энергетические напитки
продолжает расти.
Сказывается агрессивная рекламная политика: помимо традиционных
объявлений производители активно спонсируют различные спортивные
соревнования, музыкальные фестивали и даже фильмы, ориентируясь прежде
всего на молодых людей. Между тем среди медиков и в околомедицинских
кругах периодически возникают споры о влиянии подобных напитков на
организм человека.
Полезная энергия
Большинство энергетических
коктейлей - это, по сути, газированная вода с добавками сахаров,
кофеина и различных растительных веществ. По замыслу производителя
такая смесь за счет различных факторов должна обеспечивать
дополнительный прилив сил.
И организм действительно получает
необходимую энергию в виде глюкозы, содержащейся в сахарах и не
требующей, в отличие от белков, крахмала или жиров, длительного
переваривания. Энергетическая ценность "энергетиков" в пересчете на
килокалории сопоставима с калорийностью молока, но в сравнении с ним
углеводы, содержащиеся в энергетических коктейлях, быстрее усваиваются.
В
коктейли, кроме того, добавляют кофеин или содержащий его же наряду с
рядом других веществ экстракт тропического растения гуараны. Молекулы
кофеина взаимодействуют с нервными клетками и уменьшают процессы их
торможения, оказывая тем самым стимулирующее действие. Кроме сахаров и
стимуляторов в напитки добавляют витамины, вкусовые добавки и
растительные экстракты, например женьшеня или мате. Мате в свою очередь
также содержит кофеин, но уже не в чистом виде, а в смеси с другими
веществами, среди которых есть микроэлементы и витамины.
Вредоносные эффекты
Некоторые недостатки
коктейлей - вполне закономерное продолжение их достоинств. Например,
стимулятор кофеин при передозировке попросту опасен. Во Франции был
даже запрещен популярный коктейль Red Bull, после того как во время
игры умер 17-летний баскетболист. Как показало расследование, перед
игрой юноша выпил четыре банки напитка, получив опасную для сердца дозу
кофеина. В Норвегии и Дании Red Bull также вне закона именно в связи с
возможностью потенциальной передозировки.
Даже если употреблять
"энергетики" по инструкции производителя - не больше банки в сутки,
проблемы все равно возможны. Так, издание Independent со ссылкой на
независимую ассоциацию автомобилистов IAM рассказывает, что примерно
через час после выпитой банки действие тонизирующего напитка
заканчивается, и у водителей, находящихся за рулем, скорость реакции
ухудшается, что таит уже смертельную опасность.
За год только в
Великобритании погибает приблизительно 300 заснувших за рулем
водителей. Так что рассчитывать на бодрящий эффект напитков опасно для
жизни.
Журнал The Journal of American College Health также внес
свою лепту в обсуждение "энергетиков". Ученые из Университета Буффало
(США) подтвердили опасения педагогов, утверждающих, что употребление
энергетических напитков снижает успеваемость школьников и формирует у
них асоциальное поведение, и сообщили, что тяга к энергетическим
напиткам коррелирует с агрессивностью, асоциальным поведением и
незащищенным сексом.
Медленная корова против красного быка
По
идее, ответственность за употребление "энергетиков" должны разделить и
компании, организующие рекламу напитков. Так, коктейль Simply Cocaine
вызвал протест у борющихся с наркотиками организаций как "провоцирующий
потребление наркотиков". Производители же ответили на эту претензию
воззванием к чувству юмора.
Кстати, это далеко не первое
"наркотическое" название продукта. Например, духи "Опиум" появились еще
в 1977 году. Тогда реклама духов тоже вызвала протесты, но не из-за
темы опиума, а из-за откровенной позы модели на рекламной фотографии.
Словно
в пику "энергетикам" некоторые компании начали производство, казалось
бы, парадоксальных продуктов - антиэнергетических и обладающих
расслабляющим эффектом напитков с валерианой, лимоном и ромашкой.
Причем название одного из таких напитков как будто специально подобрано
в пику Red Bull ("красному быку") - Slow Cow ("медленная корова").