Газета «Наш Мир» Президент Афганистана Хамид Карзай согласился с навязанными ему
результатами выборов главы государства, согласно которым он не набрал
необходимые для победы в первом туре более 50% голосов, и подтвердил
проведение 7 ноября второго тура голосования.
Афганистан
долго и с большой надеждой шел к президентским выборам. Люди связывали
с этими выборами надежды на перемены, на перелом в безнадежной
ситуации. Становилось все более очевидным, что правительство Х.Карзая
неспособно ответить на вызовы и проблемы, которые стоят перед страной -
проблемы безопасности, уголовный и политический бандитизм, плохое
управление, тотальная коррупция государственного аппарата, безработица,
отсутствие элементарных жизненных благ для большинства населения,
наркобизнес, тяжелая зависимость от иностранной помощи.
Надежды
людей оправдывались и тем, что в числе претендентов на высший пост в
стране были известные лица, которые предлагали обществу новые идеи,
новую модель развития. И хотя, согласно афганской политической
традиции, люди голосуют не за программы, а за лидеров, они фактически
поддерживают тех, кто не только провозглашает понятные им идеи, но и
способен реализовать их.
Отсюда популярность и высокий
рейтинг, которые показывали в предвыборной кампании и на выборах
претенденты на высший пост в стране д-р Абдулла и Ашраф Гани, имеющий
позитивный опыт государственного управления. Ашраф Гани – опытный
реформатор в экономике, д-р Абдулла – лицо Афганистана за рубежом. Еще
один важный претендент – Рамазан Башардост привлек симпатии избирателей
не только простотой лозунгов и острой, смелой критикой режима Х.Карзая,
но и своим аскетизмом, близостью к простым людям. Он называл себя
«афганским Ганди». Это были основные претенденты, и каждый из них имел
неплохие шансы на выборах - при условии, что выборы будут свободными и
честными.
Однако состоявшиеся 20 августа выборы были в
значительной мере сфальсифицированы. В первую очередь в этом обвиняют
Х.Карзая, который продемонстрировал стремление сохранить свой пост
любой ценой. Еще задолго до выборов начался дележ власти: президенту
отдали голоса своих сторонников его недавние оппоненты – лидер узбеков
А.Дустом и один из лидеров хазарейцев М.Мохаккек в обмен на посты в
следующем правительстве. Генерал Дустом получил обратно свою должность
начальника штаба афганской армии и рассчитывал на посты для своих
соратников. Мохаккеку было обещано пять министерских постов. Команда
президента в предвыборной кампании использовала государственный ресурс,
контролируемые им СМИ, услуги государственных чиновников в органах
местной власти (в южных провинциях, которые организовали голосование в
его пользу). В своей борьбе президент сделал ставку на военно-племенных
вождей, многие из которых подозреваются в совершении преступлений,
обещая им за поддержку на выборах всяческие льготы и привилегии.
Наконец, фальсификация выборов, по утверждению основного соперника
Х.Карзая д-ра Абдуллы, была санкционирована правительством1. 1/3, или 1
млн. 500 тыс. всех голосов, были признаны сомнительными и нуждались в
проверке. Из них Х.Карзай получил 1 млн. 100 тыс. Кроме него в
подтасовке подозреваются и другие кандидаты. Так, с именем д-ра Абдуллы
также связывают 300 тыс. и Р.Башардоста – 92 тыс. сомнительных
бюллетеней2. Всего же Комиссия по жалобам получила к середине сентября
2800 жалоб на нарушение выборного законодательства1.
В итоге,
как было поначалу объявлено, Х.Карзай набрал 54,6% голосов и выиграл
выборы в первом же туре. Соответственно, его основные соперники были
объявлены проигравшими. Наполовину таджик д-р Абдулла (28%), который
тесно связан с Северным альянсом, проиграл, потому что его не
поддержали большинство пуштунов. Пуштун А.Гани (7%) – из-за его
пуштунского национализма и проамериканской ориентации. Хазарейца
Р.Башардоста поддержали лишь его соплеменники хазарейцы (10%). В этих
обстоятельствах д-р Абдулла опротестовал итоги выборов и потребовал
пересчитать все сомнительные голоса.
В результате сложилась
тупиковая ситуация: если бы Карзай после пересчета всех подозрительных
бюллетеней набрал более 50% голосов, то официальные избирательные
органы были бы обвинены в подтасовках. Если бы он не набрал такое
количество, то причиной назвали бы иностранное вмешательство. На Западе
предлагались разные варианты спасения законности выборов: провести
второй раунд независимо от того, что покажет официальный подсчет
голосов; созвать Лоя джиргу (Высшую ассамблею представителей племен и
духовенства), которая ослабит политическую напряженность; сформировать
переходную администрацию или правительство национального единства.
Сомнительный
исход выборов сразу поставил вопрос: что дальше? Судьба выборов перешла
в руки Независимой комиссии по жалобам и претензиям, действующей под
эгидой ООН. Результаты голосования требовалось считать окончательными и
официальными лишь после рассмотрения жалоб на нарушения процедуры
голосования и вердикта упомянутой комиссии.
В этой запутанной
ситуации Центризбирком в Кабуле стал готовиться к возможному второму
туру выборов. Подготовка была бы долгой и сложной. Назначенное теперь
на 7 ноября повторное голосование стоит немалых денег. К тому же с
начала ноября ряд высокогорных районов становятся недоступными для
избирательных органов и наблюдателей. Наконец, многие задавались
вопросом: будет ли второй тур другим, более честным, нежели первый? Кто
может это гарантировать? Люди устали от неопределенности, от
бесконечного пересчета голосов, от взаимных публичных обвинений
политиков.
На Западе ломали голову над тем, что выбрать:
признать Карзая победителем или продавливать проведение второго тура,
что опять же давало шанс талибам утверждать, что правительство Х.Карзая
является марионеткой иностранных держав. Проигравшие оппоненты Карзая
требовали полного пересчета голосов, что грозило превратиться в
бесконечную процедуру. Наконец, Комиссия по жалобам решила проверить
10% избирательных участков, те из них, где явка избирателей составила
100% или один кандидат получил более 95% голосов, признанных
действительными, причем после того, как комиссия обнаружит «четкие и
убедительные свидетельства фальсификации».
Среди западных
дипломатов в Кабуле наметились разногласия. Зампредседателя Миссии ООН
в Афганистане (UNAMA) американский дипломат П.Гелбрейт требовал полного
пересчета всех голосов, в то время как его шеф, глава миссии Кай Эйде,
придерживался более умеренной позиции. В результате П.Гелбрейт был
вынужден покинуть Афганистан и вернуться в США. Разногласия появились и
среди сотрудников ООН и ЕС, между сторонниками «приспособления»,
ратующих за сохранение status quo и признание результатов первого тура,
и «жесткой линии», требующих полного расследования результатов и
проведение второго тура как гарантии законности будущего правительства.
Наконец, раскол произошел и в Комиссии по жалобам и претензиям: из ее
состава вышел один из двух представителей Афганистана - Мустафа
Баракзай, который обвинил членов комиссии, представлявших западные
страны, в односторонних действиях по оценке итогов выборов. Все эти
споры и противоречия использовались Западом как рычаг давления на
Карзая. Они же давали основание Х.Карзаю демонстрировать местной
общественности, что фальсификация выборов - результат иностранного
вмешательства в дела Афганистана. Он прямо обвинил западных
наблюдателей из Европейского Союза в попытках изменить итоги выборов по
своему усмотрению4. Их оценки выборов, утверждали официальные лица из
команды президента, являются «односторонними, безответственными и
противоречат афганской конституции»5. Так или иначе, ситуация
«зависла». В стране возник кризис власти.
Неопределенная
ситуация в Афганистане завела США и НАТО в тупик. Неизвестно, что
делать дальше, на кого делать ставку, с кем работать. Х.Карзай показал
свое бессилие и некомпетентность. Он привлек к власти многих одиозных
деятелей, и сейчас неясно, какова будет новая структура государственной
власти, каковы будут отношения между парламентом и новым
правительством, где доминировать будут ставленники военно-племенных
вождей, наркобаронов и других полукриминальных элементов. Впрочем,
удаление П.Гелбрейта из Афганистана явилось неким сигналом того, что
США склоняются к вынужденному признанию Х.Карзая избранным президентом.
И уже в конце сентября представители США и НАТО в Афганистане заявили
афганскому министру иностранных дел: они ожидают, что президент
Х.Карзай останется главой государства на следующий пятилетний срок, и
они будут сотрудничать с ним в борьбе против талибов6.
Вероятно,
США будут вынуждены сменить акценты в своей стратегии в Афганистане:
вместо проталкиваемой в прошлом Дж.Бушем западной демократии на
приоритетное место станут вопросы безопасности и экономического
развития. Уже сейчас в Белом доме обсуждают вероятность внесения
изменений в американскую стратегию в Афганистане и Пакистане. Однако
единства нет: так, вице-президент Джо Байден считает, что нужно
сократить численность контингента США и сосредоточиться на ликвидации
сети «Аль-Каиды» в Пакистане с использованием беспилотных средств
(Predator drone). Его поддерживает бывший посол США в Афганистане
Залмай Халильзад. Их оппоненты - председатель Комитета начальников
штабов М.Маллен и командующий объединенными силами в Афганистане
генерал Мак-Кристал настаивают на увеличении войск США в стране еще на
40 тыс. человек. Министр обороны Р.Гейтс считает, что увеличение
численности войск США в Афганистане до полного вывода их из Ирака
создаст острую проблему для США, к тому же будет больше похоже на
оккупацию, что вызовет раздражение у афганцев. Поэтому скорее следует
уточнить миссию американских войск в стране, твердит Р.Гейтс.
Однако
пока речь идет лишь о военном компоненте новой стратегии Б.Обамы, а
социально-экономические задачи игнорируются. Конечно же, основным
условием возвращения Афганистана к мирной жизни остается обеспечение
безопасности, т.е. поисков различных путей к ликвидации террора и
экстремизма. В поствыборный период как новому афганскому правительству,
так и мировому сообществу придется вернуться к вопросу о диалоге с
талибами, но идти на переговоры с ними следует с позиции силы, а такая
ситуация пока не созрела.
В изнурительном ожидании
окончательных итогов работы Комиссии по жалобам после серии
многочисленных консультаций с военными и законодателями президент
Б.Обама, успевший было объявить о согласии направить в Афганистан
дополнительные войска, резко изменил позицию. В Вашингтоне было
объявлено, что президент «не будет принимать решение о возможном
увеличении численности войск США в Афганистане до тех пор, пока в
Кабуле не появятся законные власти, способные эффективно
взаимодействовать с Вашингтоном». При этом в американской столице
озаботились тем, «действительно ли афганский партнер готов заполнить
пространство, создаваемое войсками США, и превратиться в подлинного
помощника в управлении страной"7. Публично назначая афганского
президента на роль «помощника» США в Афганистане, американцы впервые
дают понять, что хотят «порулить» в Афганистане напрямую.
Поиски
выхода из тупика сопровождались сильнейшим американским нажимом на
Х.Карзая: с ним обсуждали ситуацию госсекретарь США Х.Клинтон,
генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, премьер-министр Великобритании
Г.Браун, другие западные лидеры, президент Пакистана А.А.Зардари. И не
зря тратили усилия: 20 октября Комиссия по жалобам представила свой
доклад, где признавался факт массовой фальсификации выборов и
констатировалось, что ни один из претендентов не набрал 50% плюс один
голос. Центральная избирательная комиссия после уточнения итогов
пересчета голосов заявила, что Х.Карзай набрал 49,6% голосов, поэтому
следует провести второй раунд. Х.Карзай поначалу выразил крайнее
недовольство выводами комиссии и обвинил Запад в заговоре, но уже в тот
же день сдал позиции и призвал народ снова прийти к урнам для
голосования 7 ноября.
Не исключено, что второй тур ещё
больше запутает ситуацию. Так или иначе, от этих выборов вряд ли
выиграет народ, который устал и от своего президента, и от его друзей
американцев, и от талибов. Афганцам нужны мир и стабильность, которые
не придут с новым раундом надоевшего всем «демократического» спектакля. |