Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Самые серьёзные революции последнего времени те, что совершаются
тихо и без особого пафоса. Так, одно из самых серьёзных достижений
закончившейся недавно книжной ярмарки во Франкфурте - признание
электронных технологий, которые, похоже, призваны сильно потеснить
монополию бумажных книг. А это означает совсем не то, что предрекали
театру в связи с появлением вначале кинематографа, а затем и видео. И
чего, разумеется, не случилось. Просто издатели всерьёз считают, что
самая больная проблема онлайнового книжного бизнеса - соблюдение
авторского права - вполне поддаётся решению.
Самым большим интернет-кошмаром для писателей и издателей до
недавнего времени были так называемые онлайновые библиотеки. Первые из
них, сейчас далеко не самые крупные, такие как библиотека Мошкова и
тому подобные, начинались на чистом энтузиазме. Поскольку ещё 10 лет
назад трудоёмкий перевод «бумажных» изданий в цифровую форму был даже
теоретически неокупаем.
Сегодняшние онлайновые собрания текстов книг являются средством
привлечения солидного трафика, то есть посетителей на сайт. А
количество посетителей в Интернете легко переводится в деньги даже
посредством контекстной рекламы. Уже не говоря о том, что деньги могут
поступать от платной регистрации в библиотеках или от продажи контента,
то есть самих книг. Тем более что в электронном виде книга, как
правило, раз в 10 дешевле своего «бумажного» аналога, а стало быть,
намного привлекательнее для читателя.
А вот с последним
интереснее. При взимании денег за продажу цифровой книги собственник
библиотеки прямо упирается в проблему нарушения авторских прав. А это
попахивает судебными исками и скандалами. Особенно если на продажу
выставлен перевод популярного зарубежного автора, за которым стоят не
только лицензионные соглашения с каким-то российским издательством, но
и зубастые западные юристы. Поэтому владельцы многих библиотек, не
желающие себе проблем, в последнее время безропотно соглашаются убрать
из своего сайта книгу автора при первом же поступлении претензий от
него. И таких случаев полно.
Однако что делать, если местом
регистрации онлайновой библиотеки является далёкая, не поддающаяся
законам об авторском праве страна, а сервер, где она «физически»
располагается, ещё поискать надо? Такова, например, знаменитая сегодня
«Либрусек», которая работает на зарегистрированном в Эквадоре домене и
пользуется серверными мощностями голландской хостинговой компании.
Одним из её основателей считают модного
издателя, известного скандальными методами пиара своих авторов. Эта
библиотека, в частности, знаменита ещё и тем, что пополняется самими
читателями, которые могут загрузить на неё как книгу любимого автора,
так и собственную графоманию. Так что вроде бы с создателей взятки
гладки - это-де не магазин, поскольку тексты книг распространяются
бесплатно, а нечто вроде файлообменника. Тем более, уверены читатели,
взять книгу для прочтения в электронном виде - это всё равно как в
«бумажной» библиотеке, а кто же там платит за прочтение книг?
Но
всё равно, крестовый поход против «Либрусека» недавно объявил «Литрес»
- онлайн-магазин цифровых книг. Он создан с участием одного из
крупнейших российских издательств и поэтому с соблюдением авторских и
лицензионных прав там всё нормально. Гендиректор «Литреса» Алексей
Кузьмин назвал первой жертвой своей «священной войны» с онлайн-пиратами
проживающего в Эквадоре официального создателя «Либрусека» и его
хостинг-провайдера. К удивлению всего интернет-сообщества, война была
закончена через полтора месяца без единого выстрела и судебного иска.
Как признавался сам создатель, они «придумали, как достигать целей, не
сильно мешая друг другу. Эта же схема может быть использована и с
другими электроиздательствами». Предложенная схема предполагала, что,
поскольку основные деньги делаются на новинках, «Либрусек» не ворует
новинки с «Литреса» в течение месяца. То есть скачать их будет
невозможно. Читать онлайн - да, при этом в нагрузку с рекламой
«Литреса».
При этом некоторые из читателей эквадорской
библиотеки заметили, что уже сейчас на ней невозможно разместить книги,
скачанные в интернет-магазине «Литреса». Но при этом интересно то, что
своим соглашением «Литрес» с «Либрусеком» практически сократили
установленный российским законом срок копирайта на книги - с 70 лет
после смерти автора до одного месяца после публикации. Поэтому вся
схема может быть вполне разрушена любым писательским иском против всего
этого.
Однако самым серьёзным подспорьем в деле соблюдения
авторских прав могут стать крупнейшие интернет-компании,
разрабатывающие программное обеспечение для электроники. Такие, к
примеру, как «Майкрософт» или «Гугл». Именно последний и произвёл фурор
на Франкфуртской ярмарке, заявив о том, что в начале следующего года
запустит собственную платформу для дистрибуции электронных книг и
подключит к ней книжных ретейлеров. Предполагается, что в каталоге
Google Editions для начала будет представлено от 400 до 600 тыс. книг.
При этом стоимость электронных копий будут определять продавцы, а
доступ к новому сервису будет производиться через браузер.
А это
означает только одно - программа будет сконструирована так, что
устройства, использующие программы «Гугла», просто не будут читать
«нелицензированные» копии.
Издатель и продюсер Дмитрий Дмитриади уверен, что нынешнее лояльное
отношение выпускаемой для чтения цифровых книг электроники к пиратской
продукции предусмотрено только как стадия «завлекаловки» читателей к
новому продукту. «Так, именно широкое распространение когда-то
пиратских копий Windows сильно помогло компьютеризации России. Ведь
платить за легальные копии тогда не мог никто. Было, возможно,
негласное соглашение с «Майкрософт», что до поры до времени они не
обращают на это внимания. А теперь гайки начали закручивать. То же
самое, думаю, будет и на цифровом книжном рынке».
В самом деле.
Известно, что сейчас иметь легальную копию операционной системы и
некоторых других программ намного выгоднее, поскольку, будучи
подключенным к Интернету, компьютер с установленным пиратским ПО
ругается и блокирует половину функций незаконно используемого продукта.
Этого добились производители программ. Точно по такому же пути идут
сейчас и производители программ для электронных «читалок», когда
скачанная нелегально книга не будет иметь специального кода,
позволяющего читать её.
Но при этом многие писатели уверены,
что распространители пиратских копий их книг в Интернете наносят им
большой материальный ущерб. Так, последняя книга известного драматурга
и писательницы Марии Арбатовой «Кино, вино и домино», по её словам,
появилась в электронной версии в Интернете за месяц до выхода из
типографии. А это сильно снижает уровень продаж и, стало быть, больно
бьёт по карману писателя, который получает процент от распространения.
Арбатова уверена, что «утечка» текста идёт в таких случаях даже не из
типографии, а из издательства. «Причём мой агент уверен, что бороться с
сайтами, которые незаконно распространяют мои книги, бесполезно, потому
что они зарегистрированы, к примеру, на той же Украине, которая не
подписала никаких соглашений об охране авторских прав, или на
экзотических островах».
А вот издатели почему-то с этим не
согласны. Дмитрий Дмитриади уверен, что предотвратить процесс кражи
книги всё равно невозможно. «Даже перед громкими премьерами фильмов
известных режиссёров всегда найдётся тот, кто стащит болванку с
новинкой за две недели до показа и выложит фильм в Сеть». Стало быть,
этот процесс нужно возглавлять, используя факт воровства книги для её
рекламы. Ведь плохие книги не крадут. «У нас недавно был случай, когда
по электронным библиотекам и файлообменникам разошлась первая глава
книги, которую мы сами выложили в Сеть для рекламы. Причём это
выдавалось за целое произведение. Пришлось нам дополнительно оповещать
читателей, что полный текст книги, со всеми интригами и лихо
закрученным сюжетом, можно получить только у нас. Но продвижению книги
эта история сильно помогла».
Именно по этому же пути идут и
некоторые известные издательства, которые выкладывают полный текст
книги популярного автора в Интернет параллельно с началом её «бумажных»
продаж. И это реально увеличивает их объём. А на последней Московской
книжной ярмарке стенды интернет-магазинов, занимающихся
распространением цифровых книг, пользовались не меньшей популярностью,
чем у «бумажных» издательств. И именно к ним подходили для переговоров
руководители коммерческих отделов крупнейших книжных магазинов. Так,
тот же книжный магазин «Москва» намерен в ближайшее время открыть у
себя терминал для продажи книг в электронном формате. А некоторые из
них будут доступны и в бесплатном варианте. Потому что умные издатели и
продавцы уверены, что после прочтения цифрового варианта текста многие
читатели потянутся и за привычной бумажной книжкой автора в красивой
обложке. Чтобы было что подержать в руках и поставить на полку.
Справка
Мнение
Борьба никому не нужна
Евгения Ларина, заместитель генерального директора издательства «Олимп»:
-
Скажем откровенно, бороться с пиратами в Интернете так же трудно, как и
с пиратами из Сомали. Только в нашем случае эта борьба по большому
счёту и не нужна. Во-первых, хотим уверить наших авторов, это никак не
влияет на продажи бумажного варианта книги. Во-вторых, то, что книгу не
поленились перевести в электронный вид и выложить в Интернете, говорит
о том, что автор состоялся, что книга нужна и востребована. Согласны с
мнением, что это даже своеобразная реклама. Единственный случай, когда
мы обязательно будем добиваться снятия книги с сайта - если в ней
ошибки, случайные или намеренные. Это может ударить и по престижу
автора, и по престижу издательства. Борьба с незаконным выкладыванием
электронных версий станет актуальной только после повсеместного
распространения в России e-books, устройств для чтения электронных книг.
|