Очень многие в нашей стране, и в том числе мусульмане, стремятся
заработать деньги всеми путями, не задумываясь о том, насколько
полезной, или, наоборот, вредной оказывается их деятельность для
общества. А подумать очень даже не мешает, ведь известно, что средства,
полученные за счет страданий других людей, путем обмана, мошенничества
и всевозможными недозволенными способами – никак не могут обернуться во
благо их владельцу.
И из каких бы благородных побуждений человек не совершал богоугодные
дела – помогал бедным, жертвовал на строительство мечети, отправлялся в
хадж – пользы ему в этом никакой не будет, если средства приобретены неправедным путем.
С вопросом о том, можно ли совершать хадж на деньги, заработанные в
"традиционном" процентном банке, обратился к известному мусульманскому
ученому, руководителю Международного совета мусульманских улемов шейху
Юсуфу аль-Кардави один из читателей портала
"ИсламОнлайн".
Важность хаджа в жизни мусульманина трудно переоценить – это пятый
столп ислама, совершить паломничество в Мекку обязан каждый верующий,
конечно, если это ему по средствам.
И безусловно, нельзя отправляться в хадж на деньги, полученные,
например, от продажи алкоголя, занятий проституцией или
ростовщичеством, которое строжайше запрещено в исламе.
О зле ростовщичества писал еще Достоевский. Классик российской
литературы видел в нем корень таких социальных бед и пороков, как
проституция, нищета, пьянство. Ведь деньги, "заработанные" на
процентном росте, вкладывались в весьма "прибыльные" отрасли: публичные
дома, казино, производство алкоголя.
Тем не менее, если человек вынужден работать в традиционном процентном
банке, поскольку не может найти иного способа заработать на жизнь,
прокормить семью, то в исламе существует принцип "исключительная
необходимость снимает запрет", напоминает шейх Кардави.
Есть и другие уважительные причины, по которым такая работа может
считаться допустимой. Например, если в вашем городе или даже стране нет
исламских банков, а вам необходимо набраться практического опыта, чтобы
в дальнейшем работать в сфере исламских финансов.
"Но в любом случае я рекомендую нашему брату, съездившему в хадж на
зарплату "традиционного" банка, совершить паломничество еще раз, на
заработанные достойным способом средства, в которых нет сомнения", -
говорит аль-Кардави.
Необходимо выполнять свои обязательства перед Всевышним наилучшим
образом, чувствуя уверенность, что делаешь богоугодное дело, которое
примет Всевышний, подчеркивает ученый. Иначе хадж превратится в простую
турпоездку.