В Азербайджане все громче слышны голоса мусульман, выступающих
против закрытия правительством некоторых мечетей, спустя несколько
месяцев после принятия нового закона о свободе вероисповедания.Власти
говорят, что поправки в закон внесены с целью облегчить жизнь верующим
в светском государстве. Однако, по словам корреспондента Би-би-си Том
Эсслмонта, критики считают происходящее результатом чрезмерного страха
перед угрозой исламского фундаментализма.Мечеть Ахли-Сунни в городе Гянджа закрыта основательно. Большие деревянные двери опечатаны еще в сентябре.
Мечеть
закрыли сразу после принятия азербайджанским парламентом в мае "Закона
о свободе вероисповедания" , который запрещает вести молитву тем
мусульманским священнослужителям, которые получили образование за
рубежом.
Власти также требуют, чтобы все религиозные группы перерегистрировались.
"Здесь нет экстремизма, мы осуждаем навешивание на нас ярлыка ваххабизма, - говорит он. - Мы салафиты, а не ваххабиты"
Гамет Сулейманов, имам мечети Абу-Бакр
Гянджинская
мечеть, говорят они, закрыта для реставрации. "Все это вранье", -
считает Видади Абасов, который учился в религиозной школе в Средней
Азии.
"Они закрыли нашу мечеть сразу после принятия нового закона, - говорит он, размахивая руками. - Почему? Мы возмущены!"
"Власти
сделали это, потому что мы им не нравимся, потому что мы жили за
рубежом, - считает Абасов. - Они думают, что мы слишком радикальные".
Видади, лишенный минарета муэдзин мечети Ахли Сунни, созывает правоверных на молитву в свой сад, стоя в окружении яблонь.
Опасения
по поводу применения нового закона возникли не только у него.
Американский госдепартамент дал понять, что закрытие трех мечетей в
Азербайджане не было обойдено вниманием.
В докладе 2009 года о
свободе вероисповедания в мире госдеп отметил "некоторое ухудшение в
ситуации с уважением к свободе вероисповедания со стороны правительства
Азербайджана", а также то, что в конституцию "внесены изменения,
подрывающие свободу религии".
"Растущая угроза"
Итак, что же лежит за этими обвинениями?
Новый
закон о вероисповедании, говорит азербайджанское правительство, стал
ответом на растущую угрозу ваххабизма, консервативного течения в
суннитском исламе.
Руководство страны, чья экономика быстро растет на волне нефтяного бума, волнует опасность экстремизма.
"Здесь нет экстремизма, мы осуждаем навешивание на нас ярлыка ваххабизма. Мы салафиты, а не ваххабиты."
Гамет Сулейманов,
имам мечети Абу-Бакр
В
октябре этого года азербайджанский суд приговорил к тюремным срокам
двух ливанцев, осужденных за сговор с целью организации нападения на
посольство Израиля в Баку. Прокуратура связала осужденных с ливанской
группировкой "Хезболла" и "Аль-Каидой".
В 2007 году власти
объявили о предотвращении нападения на нефтяные объекты и посольства
США и Великобритании со стороны некой "радикальной ваххабистской
группировки".
В 2008-м в окно салафитской мечети Абу-Бакр была брошена граната, в результате погибли двое верующих.
В
этом нападении обвинили радикальную исламистскую группировку, известную
под названием "Лесные братья", которая, как считают, связана с
боевиками в Дагестане. Суд по этому делу продолжается.
Власти
полагают, что радикализация в общине мечети Абу-Бакр продолжается, но
сами верующие говорят, что, наоборот, они стали мишенью, потому что
недостаточно радикальны.
Вечером улицы вокруг мечети Абу-Бакр пусты, а ее ворота тоже на замке.
Гамет Сулейманов, имам мечети и все еще влиятельная фигура среди верующих, называет обвинения в радикализме безумием.
"Здесь нет экстремизма, мы осуждаем навешивание на нас ярлыка ваххабизма, - говорит он. - Мы салафиты, а не ваххабиты".
Он предупреждает, что если власти продолжат отказывать правоверным в
возможности молиться в мечети Абу-Бакр, как раз это и вызовет гнев и радикализацию среди людей.
Проблема радикализма
Опасения
Сулейманова созвучны мнениям многих критиков властей Азербайджана.
Правительство, считают они, преувеличивает угрозу исламского
экстремизма, чтобы жестко контролировать религию и ограничить свободу
вероисповедания.
"Мы давно боремся с проблемой радикализма, и
борьба продолжается. Люди не хотят, чтобы мы стали новой Чечней,
Дагестаном или Ингушетией."
Идаят Оруджев,
госкомитета по работе
с религиозными структурами
Независимый
бакинский эксперт Анар Велиев полагает, что новая политика уходит
корнями в "доктрину Джорджа Буша 2001 года и войну с террором".
"Безусловно,
в Азербайджане существовали экстремистские организации, - продолжает
аналитик. - В основном они уничтожены. И правоохранительные органы
просто не могут остановиться".
"У нас было так, что общественные
деятели выходили и говорили, что ваххабиты - террористы, и бросали тень
на всю религию" - заключает Анар Велиев.
Азербайджан часто
заявлял, что беспокоится о проникновении экстремизма через границу,
например, из Дагестана, где активно действуют боевики-исламисты.
Поэтому по новому закону правительство решило принять меры по
наблюдению и контролю за тем, кто руководит религиозными общинами.
"Мы
давно боремся с проблемой радикализма, и борьба продолжается, - говорит
председатель госкомитета по работе с религиозными структурами Идаят
Оруджев. - Люди не хотят, чтобы мы стали новой Чечней, Дагестаном или
Ингушетией".
Парадоксы
В светском Азербайджане много говорят о возрождении ислама.
По
официальной статистике, мусульман в Азербайджане около 90%. Население
страны составляет 8,2 миллиона человек, и число регулярных посетителей
мечетей, говорят, растет.
В Баку можно увидеть, что многие мечети реставрируются благодаря связанному с властями Управлению мусульман Кавказа.
Недавно отреставрированная мечеть Таза Пир сверкает красотой огромного зеленого купола и искусно украшенных арок.
Однако
парадокс закрытия одних мечетей и обновления других заставляет критиков
предполагать, что власти создают приемлемый для себя тип ислама.
Министр
Оруджев не согласен. "Это не особый тип ислама, - говорит он. - Мы
просто хотим, чтобы в Азербайджане была свобода вероисповедания".
В шести часах езды от Баку, в Гяндже, Видади Абасов говорит, что не знает, когда вновь откроется его мечеть.
В розовых лучах предзакатного солнца он молится в своем саду.
Он
чувствует, что с ним обошлись несправедливо. Он и такие, как он,
полагают, что безопасность страны не может быть достигнута за счет
ущемления терпимости.