Когда есть лэптоп и смартфон, не понятно, зачем писать от руки. Но у
посетителей и участников международной выставки каллиграфии, которая
продлится до 14 ноября в выставочном центре "Сокольники", такого
вопроса не возникает. Для них умение писать красиво и четко – это
искусство. Более того, религиозное искусство.
Умение писать пером и чернилами не только красивое искусство, но и
настоящая духовная ценность. По словам координатора выставки Елены
Исаевой, в какой бы стране не жили художники-каллиграфы, они всегда
вдохновлялись религиозными и духовными идеями. Патриарх Московский и
всея Руси Кирилл в приветственном письме поблагодарил организаторов за
поддержание и распространение православной культуры через письменное
слово. "Проникновенная красота славянского письма, – отметил Патриарх,
– заложенная святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием,
способна соединить представителей различных поколений".
Важность в мелочах?
Каллиграфия (от греческих слов "каллос" – "красиво" и "графо" –
"пишу") – искусство весьма древнее. Мы всегда стремились сохранить о
себе память и передать опыт потомкам: для этого, в общем, и было
создано письмо. Славянская кириллица, арабская вязь, латинские
манускрипты, китайские иероглифы, иудейские свитки – пути развития
искусства письма в разных странах. Однако трендом каллиграфия
становится именно в наше время, когда новые поколения уже забыли, что
такое чистописание, и переходят на клавиатуру.
Дети, которые сейчас учатся писать, не только ничего не слышали про
перьевые ручки и гусиные перья, но даже обычную шариковую в руках
держат нечасто. Казалось бы, не важно, как ты пишешь, главное – что и
кому. Но психологи считают иначе. "Раньше писали перьями, это требовало
большей сноровки, и люди были не такими поверхностными", – считает
Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук, специалист
Школы Научного графоанализа Инессы Гольдберг.
Наших бабушек и дедушек заставляли выводить каждую линию. А когда
человек уделяет много внимания деталям, они становятся для него очень
важны. Он больше ценит ритуалы и традиционный уклад жизни, то, как он
будет выглядеть со стороны. Для нас сейчас смешно звучит вопрос "Что
мне переодеть к обеду?", мы не меняем столовые приборы по числу перемен
блюд и вообще к формальностям относимся проще. Не считаем их чем-то
жизненно важным. То, что раньше было нормой культуры, теперь исчезло
или упростилось. Мы переходим на клавиатуру, а наше мышление становится
более поверхностным. В итоге мы меньше держимся за традиции и ритуалы.
Наших бабушек и дедушек заставляли выводить каждую линию
Наших бабушек и дедушек заставляли выводить каждую линию
Перо и чернила как зеркало души
Связь между почерком, и тем, что происходит в душе человека, –
научный факт. Специалисты-графологи изучая почерк многое могут сказать
о его личности, характере и внутреннем состоянии пишущего. Все потому,
что мелкая моторика пальцев непосредственно связана с мозгом. Когда
ребенок учится писать, у него возникает интерес к познанию и учебе, и
начинается активное развитие личности. Поэтому каллиграфия может влиять
на душу человека. Тренировка в чистописании – хороший
психотерапевтический инструмент, чтобы научиться саморегуляции, развить
терпение, внимательность к деталям, усидчивость, избавиться от
рассеянности. Но тем, кто и так въедается в детали, каллиграфия вряд ли
будет полезна. "Тот, кто в повседневном почерке слишком сконцентрирован
на деталях, на аккуратности и каллиграфичности, не может на жизненную
ситуацию вообще посмотреть более объемно", – объяснила Лариса Дрыгваль..
Художники-каллиграфы тоже говорят о связи руки и внутреннего мира
человека. Искусство письма делает нас более целостными. Чтобы
заниматься им, нужно полное согласие сердца, ума и руки. "В сердце
рождается образ, голова, думает, как его воплотить, и рука начинает
писать красивые буквы", – говорит каллиграф Юрий Ковердяяв. А если эти
буквы еще и произведение искусства, выполненное мастером, то перо
выражает уникальную личность человека в каждой линии. "Вот это мой
автограф, – каллиграф из Белоруссии Павел Семченко показывает свою
работу по мотивам стихотворений Пушкина "Болдинская осень". – Я человек
барокко, и мой автограф – бароккальный, скрипичный. Все что делает
человек, не сет на себе отпечаток его личности". Его композиция –
сложная игра тонких линий и поворотов – создает ощущение музыкального
ритма. Не случайно каллиграфы любят говорить, что музыка и каллиграфия
– родные сестры. "Меня никто не сможет повторить, – продолжает художник
– эта линия – нажим, мое состояние, так я дышал тут, а тут переключился
на пластику мышц, а тут на силу нажал, развернул перо, ничего нигде не
поправлял".
Что важнее: красота или гармония?
Мастера-каллиграфы считают, что в наше время каллиграфия – это новый
нетривиальный вид искусства. Здесь есть и живопись, и графика, и
музыка. Но творчество – это не только сочинение симфоний или стихов.
Связать шарф и сварить суп – тоже творческий процесс. "Творческая
энергия и необходимость ее воплотить есть у всех, хотя не все сознаются
в этом", – считает Юрий Ковердяев. Но когда мы печатаем на клавиатуре,
мы ничего не создаем. Мы не преобразуем творчески материальный мир
вокруг нас. Отказываясь от письма, мы теряем возможность творить в
нашей повседневной жизни.
"Если каллиграф сел и написал на листе слово, он обрадовал сам себя,
даже если вокруг некого больше радовать, – говорит Юрий Ковердяев и
улыбается. – Каллиграфия воспитывает доброту. Когда делаешь что-то
красивое тебе самому это приятно, хочется другим сделать приятное, и
людей начинаешь любить".
С точки зрения графологов не все должны писать красиво,
каллиграфично. Нас учат с детства, что некрасивый почерк это плохо. Но
что делать тому, у кого в почерке выражается нестандартная личность?
Каллиграфия – это эстетический стандарт, а эстетами должны быть не все.
Корявый почерк еще не говорит о человеке, что он плохой или глупый.
Графолог Лариса Дрыгываль уверена: "Надо найти такой способ письма,
чтобы человек жил в гармонии с самим собой".