По данным недавнего опроса ВЦИОМ, проведенного в преддверии
210-летия со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, 62%
россиян после окончания школы никогда не перечитывали русских классиков.
Молодежь не читает, молодежь не любит русский язык, она бездуховна,
неграмотна – эти стенания стали привычным рефреном и общим местом для
всех, кто описывает современное состояние общества.
60 процентов не читают Пушкина. Много это или мало? 40 процентов читают Пушкина. Много это или мало?
Сравнительно с чем?
В СССР было принято сравнивать с тем, как это было в 1913 году; в
наше время для сравнения берут последнее десятилетие брежневского
правления, поскольку мы – те, кто считает и сравнивает, – учились при
Брежневе, и для нас естественно сопоставлять с тем периодом, когда вода
была мокрее.
Да, действительно, останови тогда любого на улице, и он тебе бодро
отрапортует про крестьянина, который, торжествуя, несется рысью куда-то
там как-нибудь... Советская школьная программа планомерно и настойчиво
вкладывала в голову своего подопечного определенный "набор" русской
классической литературы. В организованном порядке, где шаг вправо, шаг
влево означал ПТУ, молодые люди в полной мере получали образы "лишних
людей", "дубину народной войны" и "луч света в темном царстве". Вся
литература преподавалась исключительно с социально-классовым подходом.
Впрочем, с решений XXIV съезда начинались и кончались уроки истории, и
биологии, и физкультуры.
После этого насильственного вскармливания современные родители не
могут, даже сжав зубы, научить своих детей отличать медного всадника от
железного потока. Трудно передать любовь к тому, от чего самих тошнило
три раза в неделю на уроках литературы.
Миф о том, что мы были самой читающей страной, – часть той
"художественно-виртуальной" реальности, которая создавалась как сплав
обязательного охвата масс и фильма "Кубанские казаки". Сейчас можно,
конечно, рассказывать, как припеваючи жили колхозники, если не иметь
иных источников информации, кроме мюзиклов Александрова. На самом деле
страна жила в искаженном культурном пространстве. Мы, например, не
знали зарубежную литературу: изучая английскую, останавливались на XVI
веке, читали Шекспира в переводе поэтов, чьи стихи не публиковались.
Нам были практически неведомы такие жанры, как научная фантастика,
фэнтези, детектив. Читателю был закрыт доступ к огромной части русской
духовной литературы, зарубежной, современной ему, но чем-то не
угодившей власти.
Нельзя любить литературу, особенно родную, по указке: вот это ты
люби, а это ненавидь, это читай, а это тебе не положено. Может ли
искренне ценить Пушкина человек, который считал Ахматову "блудницей", а
Зощенко – "вредителем"? Может ли всем сердцем прочувствовать трагедию
Карамазовых тот, кто не читал, но осуждал Пастернака?
В "самой читающей стране" книги подвергались жесточайшей цензуре,
годами лежали в рукописях. Стругацких печатали на машинке и передавали
из рук в руки, "Мастера и Маргариту" приносили в фотокопиях на одну
ночь, а за чтение Солженицына увольняли с работы – и это в лучшем
случае. Добавим отсутствие независимого книгоиздания и свободной
книжной торговли. Так что не надо врать про самую читающую страну.
Особенно тем, кто в ней жил и читал.
И что мы имеем? Отсутствие привычки мыслить самостоятельно, искать
ответы, задавать дополнительные вопросы – делать то, на что нам в школе
всегда говорили: "Сядь, Петров, и не высовывайся".
Но даже самый пытливый школьник, который искренне тщится отыскать в
литературе ответы на то, что пережили его родители и деды, не найдет их
в классике. Достоевскому с его прозорливостью и присниться не могли ни
ГУЛАГ, ни голод в Поволжье, ни затопленные баржи в Царицыне. А те
вопросы, которые так волновали и трогали Тургенева и его современников
– о тонких взаимоотношениях барышень и недоучившихся студентов,
разрешились в бараках, в хрущобах, в трудовых лагерях. Что может
сказать нам Чехов после ленинградской блокады?
Детективы Дарьи Донцовой, различные сериалы в каком-то смысле
питательней: они больше говорят современному читателю, зрителю. Там
видит он свою жизнь, там он ищет и находит коды современного поведения.
Наверное, придется подождать, пока появятся гении, которые опишут, как
Толстой битву под Аустерлицем, гибель трехсот тысяч русских
священников, не предавших веру. А пока у нас, слава Богу, есть
Солженицын, Шаламов, Конецкий, Гранин, Искандер, Борис Васильев,
Бродский. И, слава Богу, они есть в школьных программах!
Современный культурный фон сейчас иной, чем тот, с которым мы его
так надрывно сравниваем. Нужно не забывать, что для интеллигенции,
которая ловила любую книжку и годами копила макулатуру, чтобы купить
Пикуля или Дюма, чтение классики было единственной отдушиной среди
мертвящего соцреализма и, кроме того, единственным источником
информации о жизни вообще, о своей истории и даже географии.
Попробуем пренебречь стонами и посмотреть на ситуацию трезво. Как
раз сегодня мы живем в полноценном литературном пространстве. Все, что
хочется прочесть, можно получить в любом виде: в библиотеке, в
магазине, в интернете; появились аудиокниги, которые страшно популярны;
создаются экранизации, которые можно по-разному оценивать, но, тем не
менее, они знакомят с базовыми произведениями русской культуры.
Все, что происходит сегодня, – настоящее, не вымученное, не выдуманное пропагандистами. Все происходит "взаправду".
Кино, которое обрушивает потоки новых художественных впечатлений;
десятки новых театров; путешествия; интерес к духовной сфере, к
религии... Современный молодой человек, студент живет более насыщенной
информационной и культурной жизнью, чем комсомолец 80-х годов, который
мог наизусть прочитать "Облако в штанах".
Они читают то, чего мы в глаза не видели, кроме русского владеют
иностранными, им помогает техника, к которой мы не знаем как
подступиться, и... духовность – они свободнее нас, не поротые и не
поровшие. Присмотритесь к ним, вслушайтесь в них, они же наши дети.