Автомобильный рынок Японии начал выбираться из кризиса. Автоконцерны
Honda Motor Co, Nissan Motor Co. и Suzuki Motor Corp. по итогам первых
шести месяцев 2009 финансового года (апрель-сентябрь) получили прибыль,
сообщила на минувшей неделе Национальная ассоциация
автомобилестроительных предприятий страны. Крупнейший японский и
мировой автогигант Toyota Motor Corp. по сумме последних шести месяцев
понес убытки, но в июле-сентябре все же сумел выйти в плюс. Улучшением
финансовых показателей японские компании обязаны государственным мерам
по стимулированию отрасли, увеличению продаж в Китае и политике
жесткого сокращения расходов.
Совокупные доходы семи ведущих
компаний японского автопрома за первое полугодие составили 14,6 млрд
иен (свыше 150 млн долл.), подсчитала Национальная ассоциация
автомобилестроительных предприятий. Этот показатель оказался выше
предыдущих прогнозов, что приятно удивило аналитиков.
Наибольшее
оживление на внутреннем и зарубежном рынках было зафиксировано в
июле-сентябре. Так, вторая по величине национальная компания сектора
Honda получила прибыль в размере 54 млрд иен (586,8 млн долл.),
замыкающий тройку лидеров Nissan - 25,5 млрд иен (270 млн долл.).
Крупнейший японский и мировой автопроизводитель компания Toyota по
итогам полугодия понесла убытки в размере 63 млрд иен (700 млн долл.),
однако последний квартал и она неожиданно завершила в плюсе - 21,84
млрд иен (242 млн долл.). Toyota также объявила, что, хотя убытков по
итогам года избежать не удастся, они будут ниже прогнозов: 200 млрд иен
(2,2 млрд долл.) вместо ожидавшихся 450 млрд (5 млрд долл.).
Примечательно, что основной
вклад
в копилку японских компаний внес автомобильный рынок Китая, активность
на котором восстанавливается быстрее, чем в США и Европе. Так, к
примеру, рост продаж здесь у Nissan составил 48% в июле-сентябре, а у
Toyota - 42% только за октябрь. Впрочем, большие надежды
автопроизводители возлагают и на традиционный рынок сбыта в Северной
Америке. По прогнозу аналитиков Honda, объем продаж здесь в нынешнем
году должен достигнуть 14-15 млн машин, что не так уж сильно отстает от
докризисного
уровня в 17 млн единиц.
Все
это позволило большинству японских компаний на прошлой неделе повысить
свои прогнозы по производству в 2009 году. Toyota увеличила годовой
план выпуска машин до 7,03 млн единиц с прогнозных 6,6 млн в августе,
Nissan - до 3,3 млн единиц с 3,08 млн, Suzuki - до 2,25 млн единиц с
2,19 млн.
Впрочем, аналитики не спешат утверждать, что процесс
восстановления японской автомобильной индустрии стал устойчивым и
отката назад уже не произойдет. «Безусловно, во многом ведущим
автопроизводителям помог Китай. Серьезное влияние также оказала
экстренная помощь со стороны правительства, - сказал РБК daily эксперт
Лондонской школы экономики Том Кирхмайер. - Однако я не стал
характеризовать происходящее как сигнал об устойчивом восстановлении
рынка. Возможно, это всего лишь разовый скачок». По мнению экономиста
TD Bank Financial Group Дины Кавер, восстановление автомобильного рынка
будет проходить постепенно и для достижения докризисного уровня
потребуется время.