В Соединенных Штатах дома у людей живет около 70 миллионов
собак. Это на 10 миллионов больше, чем детей в возрасте до 15 лет. В
других западных странах ситуация схожая. Примерно 40% домашних собак
позволено спать на кроватях их владельцев.
Как собаки
смогли занять такое интимное место в нашей жизни? Согласно одной
теории, на протяжении тысяч лет, которые собаки прожили с людьми, они
приспособились к образу мышления человека. Несомненно, собаки
поразительно чувствуют поведение человека.
Собаки могут
следовать жестам, которые показывает человек, чтобы найти спрятанную
пищу, и они могут успешно указать владельцам своими собственными
действиями, где расположена спрятанная игрушка. При определенных
обстоятельствах, собаки понимают, что человек, который не может их
видеть (потому что, например, он с завязанными глазами) с меньшей
вероятностью отреагирует чем-то вкусным на их выпрашивание подаяния,
чем человек, чье зрение нормально. Собаки с большей вероятностью
выполнят команду оставить в покое что-то желаемое, в случае когда
хозяин остается в комнате, а не когда он выйдет из нее.
Однако
попытки рассматривать собачий интеллект как интеллект, сделанный из
того же теста, что и человеческий, превратно истолковывают многие
детали того, как собаки и человек действуют. Эволюция никогда не
создает одну и ту же форму разума дважды – даже если похожие проблемы
могут привести к похожим способам решения.
Как знают многие
владельцы щенков, нужно затратить много времени и усилий, чтобы собака
научилась понимать привычки человека. Когда мы злимся, волосы у нас не
становятся дыбом в прямом смысле слова, а когда заводим себе новых
друзей, мы не обнюхиваем друг друга сзади. А собаки не жестикулируют с
помощью передних лап и не используют грамматически правильный язык,
когда пытаются что-либо объяснить.
В наших исследованиях мы
обнаружили, что люди остаются для собак чем-то мистическим в течение
первых пяти месяцев жизни, а собаки в местном приюте намного отстают в
развитии от домашних собак, когда дело касается понимания людей.
В
недавнем исследовании Александры Хоровитц в Бернардском колледже в
Нью-Йорке был сделан акцент на «мимолетном разговоре», который
происходит иногда между людьми и собаками. Хоровитц попросила хозяев,
чтобы они запретили своим собакам брать печенье и быстро покинули
комнату. Когда спустя некоторое время хозяева вернулись, некоторым из
них сказали, что их собаки были непослушны и съели запрещенную пищу.
Другим сказали, что собаки хорошо себя вели и не стали есть печенье.
Если собака съела печенье, хозяину давали некоторое время поругать свое
животное за ослушание. Затем у хозяев спросили, выглядела ли собака
виноватой.
Трюк заключался в том, что правильно проинформировали
только половину владельцев. Почти всякий раз Хоровитц говорила
владельцу собаки, которая в действительности не трогала печенье, что
его собака съела угощение. И почти всякий раз владельцу непослушной
собаки говорили, что его собака вела себя хорошо.
Смысл этого
обмана заключался в том, чтобы, когда Хоровитц спрашивала каждого
хозяина, выглядела ли его собака виноватой, она могла бы видеть, связан
ли в действительности отчет хозяина о «виноватой внешности» с сутью
эксперимента – взяла ли собака запрещенное угощение – или эксперимент
не отражал ничего, кроме того, что хозяин поругал свою собаку.
Результаты ясно показали, что у собаки появлялась «виноватая
внешность», только когда ее ругали: ее вид не имел ничего общего с тем,
действительно ли собака совершила проступок.
Это не означает,
что мы не должны наказывать наших собак (или хвалить их). Не означает
это также, что мы не должны любить наших собак – или иногда
разочаровываться в них. Все это означает, что если мы хотим жить в
гармонии с другими видами в домашней обстановке, мы должны признать,
что иногда предпочитаемые нами методы убеждения не понятны им. Мы
должны попытаться понять собак, учитывая их особенности, и помочь им
понять нас.
Клив Д. Л. Винн – адъюнкт-профессор психологии в Университете Флориды.