23-летняя
Захра Али - президент женской мусульманской организации «Аль-Худа»,
расположенной во французском Ренне. Она работает в EHESS (École des
Hautes Etudes en Sciences Sociales) над диссертацией на тему развития
исламского феминизма в современном мире. В интервью молодая активистка
рассказывает о своей религиозной и научной деятельности и делится
опытом созидательного усердия в рамках среднего европейского города.
- Как Вы попали в «Аль-Худа»?
Я вхожу в организацию «Аль-Худа» с 15 лет. Она обеспечивает нормальную
религиозную жизнь для мусульманских женщин и девушек Ренна. Мы немало
работаем в мечетях, а в последние 10 лет нашей привычной деятельностью
стало проведение воскресных утренних занятий. Они проходят каждое
воскресенье в мечети Ренна и позволяют мусульманкам знакомиться,
углублять свои знания религии, помогают им делиться друг с другом
опытом в Исламе, рассказами о том, как живется верующим женщинам во
Франции.
- Поддерживаете ли Вы какие-либо отношения с левыми организациями, антирасистскими и правозащитными центрами?
Мы всегда работали в духе партнерства. Но на местном уровне здесь, в
Ренне, у нас очень слабая поддержка. Мы общаемся с некоторыми
активистами, но они всегда сотрудничают с нами как частные лица, а не
как представители своих организаций.
Поэтому мы общаемся с отдельными представителями «Революционной
коммунистической молодежи», которые всегда были на нашей стороне. Мы
работаем также с некоторыми активистами из партии «зеленых», совместно
с которыми нам удалось организовать дебаты о проблемах Палестины. По
женским вопросам мы сотрудничаем с независимыми коалициями, активистами
движения «Mix-cité».
- Получаете ли вы какие-нибудь дотации от государства?
Нет. Мы держимся за счет сборов и пожертвований. Привлекаем средства в
мечетях, просим у отдельных знакомых нам лиц, получаем членские взносы.
На каждых дебатах, организуемых нами, мы берем плату за участие, что
позволяет нам покрыть транспортные издержки выступающих и аренду
помещения. Наши средства весьма скудны - каждый год мы оказываемся с
пустым банковским счетом.
- Сколько человек состоит в организации «Аль-Худа»?
Нас около 30 человек, из них около десяти активистов.
- Как Вы охарактеризуете роль вашей организации в жизни местных мусульман?
Утренние воскресные занятия – основа всего. Они обеспечивают место для
встреч молодых девушек и женщин старшего возраста. Некоторым из наших
участников, стоявших у истоков организации, уже за 40, у них есть дети,
и все равно они здесь; также у нас есть подростки и молодые девушки,
которые ходят на занятия. Большинство тинейджеров участвует в нашем
театральном кружке. То есть, несмотря ни на что, сохраняется смешанная
аудитория.
Мусульманские семьи Ренна знают, что по воскресным утрам проводится
халака (исламская образовательная встреча), и что вся наша работа
начинается с этих собраний. Иными словами, некоторые люди приходят,
предлагают темы для обсуждений и конференций, которые они хотели был
организовать или посетить в ближайший год, и затем мы распределяем
задания между собой.
Многие мусульмане разделяют наши чувства, ведь мы предоставляем
пространство, где молодые девушки могут получить информацию на
всевозможные темы: как девушке противостоять навязанному браку; что
делать, чтобы начать носить хиджаб; как решить проблемы в школе и проч.
На самом деле, пространство, которое мы создали, соединяет множество
вещей: мы работаем как над социальными, так и над политическими
вопросами. Мы занимаемся самообразованием и тренируем себя, мы входим в
«Presence Musulmane» (мусульманская франкоязычная образовательная
сеть), которая дает доступ к ценной образовательной инфраструктуре.
Наша деятельность пока имеет довольно локальный масштаб. Но это
необходимо из-за высокого спроса на местном уровне на такого рода вещи.
Кроме того, хочется сказать о проблеме разрастания тенденции
вульгарного понимания религиозных текстов. Борьба с этим – также одна
из наших целей. Мы хотим противостоять этому хотя бы будучи самими
собой – оставаясь активными и выступая, как мусульманки. К примеру,
само присутствие покрытых девушек, раздающих листовки в супермаркетах,
обеспечивает некоторое противостояние радикальным идеям, и не только в
пригородах, как часто говорят, но и во всех общественных сферах города.
- Возвращаясь к Вашим собственным исследованиям, как Вы определите понятие мусульманского феминизма?
Понятие «феминизм» я бы, в общем, определила как образ жизни, действий,
желание способствовать эмансипации женщин путем борьбы за универсальные
принципы равенства и справедливости. Мы в «Аль-Худа» считаем себя
феминистками именно в таком смысле.
Что касается мусульманского феминизма, то он начинается с глубокой
духовности. Мы отталкиваемся от идеи равенства перед Всевышним и
боремся против любых проявлений дискриминации, против той логики, по
которой женщину начинают считать вещью, которая сводит женщину строго к
роли матери, роли супруги, роли дочери – против всего того, что
противоречит принципу равенства и справедливости.
Идея о том, что Ислам пришел, чтобы освободить женщин, может прозвучать
довольно странно для многих, и она, в общем-то, противоречит практике,
принятой в некоторых мусульманских обществах. Однако она истинна.
Мы хорошо пониманием, что даже появление термина «исламский феминизм»
кажется парадоксальным. Во-первых, в рамках западного контекста,
особенно во Франции, эмансипация женщины ассоциируется с определенной
степенью отрыва от религии. Во-вторых, исламский феминизм сложно
воспринимается в атмосфере, когда, с одной стороны, международные
новостные агентства преподносят аудитории карикатуру фундаменталистских
и сексистских религиозных группировок, а с другой, - реалии жизни в
некоторых мусульманских странах сами по себе, несомненно, ужасны, в
плане отношения к женщинам.
Но тут для начала стоит заметить, что большинство мусульманских стран
принадлежат к третьему миру, где политические режимы далеки от
демократии. К примеру, в Афганистане множество людей лишено
элементарных прав (на безопасность, здравоохранение, доступ к
образованию), и женщины находятся на самом дне общественной иерархии.
Афганские женщины на всех уровнях страдают вдвойне от ненадежности
своего положения, нищеты и сексизма, а американская оккупация только
добавляет проблем.
Мышление в таких странах остается совершенно допотопным, когда дело
касается женских вопросов, а социально-политические концепции не могут
объяснить всего. Именно на этом уровне, мы считаем, необходимо
преломить исламскую мысль к проблемам женщин. Для нас Откровение
принесло эгалитарное послание для женщин, и наша обязанность – отделить
такое понимание Слова Аллаха, которое при применении через призму
культурного патриархата и сексизма искажает смысл самого Корана, и то,
что остается верным по отношению к смыслу Послания.
- Каковы в общих чертах ваши отношения с французскими феминистками?
Мы имели опыт сотрудничества с организацией «Collective of Feminists
for Equality», в которую я входила сама вместе с некоторыми членами
«Аль-Худа». Это был очень полезный опыт, потому что они – феминистки
всевозможного (этнорелигиозного) происхождения. Мы провели за работой в
этом коллективе один год и, в конце концов, решили вернуться на
локальный уровень и сконцентрироваться на деятельности в нашем Ренне, в
частности, на внутриобщинных вопросах, которые игнорировались в прежние
годы.
В настоящее время, вообще говоря, французская феминистская панорама
остается весьма разобщенной в плане отношения к нам. Те феминистки, с
которыми мы еще работаем, весьма критически относятся к колониализму.
Стоит также сказать, что я не пытаюсь никому навязать свою модель
мусульманского феминизма. Я знаю, что некоторые мусульманские
феминистки не хотят иметь ничего общего с западным наследием феминизма.
Что касается меня, то я западная женщина, и на меня сильно повлияла
западная феминистическая литература.
Больше всего я впечатлена афроамериканской феминистической литературой.
Среди книг, прочитанных мною в юности, были, к примеру, книги Энджелы
Дэвис, но, тем не менее, я чувствую себя продолжательницей
исторического движения феминисток 70-х гг. и первой волны феминизма.
Конечно, я не согласна с некоторыми их взглядами, потому что они
противоречат моей духовной системе ценностей, но изучение этого опыта
полезно.
- Каковые ваши будущие проекты?
Мы участвуем в работе по решению женских вопросов в Исламе уже
несколько лет и начинаем четко формулировать наши мысли по поводу
отдельных толкований Корана. Мы также продолжим нашу деятельность в
местном масштабе – будем организовывать конференции и занятия. Но то,
что заложено глубоко в наших сердцах, – разработка темы феминизма в
Исламе.