Все мы выросли на «Сказке
про репку». Это была самая первая сказка, что мы усвоили с рождения.
Мудрая, отполированная поколениями и наверно даже тысячелетиями, она
призвана задать детям правильные жизненные ориентиры, заложить основы
представлений о труде и работе в коллективе.
Суть
сказки мы все помним: некто Дед вложился в проект, который оказался ему
не по силам. Увы, так бывает. Это тоже необходимо знать малышам с
рождения. Но это не беда — дед не отступился, не махнул рукой, не
продал бизнес. Он принялся расширять производственные мощности,
заинтересовав партнеров. Малышам пока не важно, на каких долевых паях
строилось сотрудничество, но очевидно, что в итоге репки хватило всем.
Важно другое: каждый следующий партнер приводил в проект своего
знакомого специалиста, и тот активно включался в работу. Помните:
«Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку,
Бабка за Дедку, Дедка за Репку — вытянули...» Интересен в сказке образ
Мышки. Ведь мышь — самое маленькое и слабое существо. Однако именно ее
вклад в коллективную работу привел к успеху всего предприятия! Что тоже
является для малыша важным жизненным уроком — ведь он пока сам такая же
мышка в мире взрослых. Также следует отметить безупречную организацию
труда: скажем, попади Мышка между Дедкой и Бабкой, ее бы разорвало. Но
производство спланировано грамотно, и силы распределены по убыванию.
Когда в детстве нам мамы читали сказку, мы, не умеющие читать, изучали
картинки, где выстраивались в цепочку по уменьшению роста и сил Дедка,
Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка... Глядя на эту интуитивно понятную
экспоненту, мы понимали, что это правильно организованное дело, так и
надо.
Прошли годы, в
обществе появились неведомые нам когда-то проблемы, что-то безнадежно
разладилось, и, как следствие, разладилась детская литература. Ведь
литература и искусство крайне болезненно реагируют на процессы
общества. Я сейчас не говорю о качестве современных детских стишков,
когда при чтении вслух пытаешься их редактировать, чтобы не было так
стыдно перед ребенком за чудовищные рифмы и непопадание в падежи. Я не
говорю о качестве современных картинок. Вы все это знаете и без меня, а
если нет — загляните в любой ларек с детскими книжками.
Но
я был крайне удивлен, когда выяснилось, что сегодня купить годовалому
сыну традиционную «Сказку о репке» — большая проблема. Разумеется,
сказка имеется, причем в широком ассортименте. Но книжки эти, увы,
продукт нынешней эпохи. Полистав несколько книжек подряд, мы
обнаружили, что хоть текст более-менее сохранился (согласитесь, в нем
трудно что-то испортить), но у современных оформителей в голове
безнадежно разладилось понимание главного. Они не понимают смысл
сказки! На современных иллюстрациях не найти привычной нам
«экспоненты», нет цепочки коллективного труда. Но это тоже полбеды.
Беда в том, что вместо этого на бумагу полезло коллективное
бессознательное всех тех процессов, которые царят сегодня в стране и
головах.
Дело не в
художественном стиле. Пусть в каждый рисунок ручной техники
(отсканированный на халяву со старых книг, что ли?) прилепляют на
компьютере пару аляповатых цветочков и идиотское солнышко, выдранные из
какого-то клипарта, и пускают на прилавок этот наспех слепленный для
продажи гибрид цифрового и аналогового — к такому мы привыкли. Это
тоже, конечно, диагноз эпохи, ведь все наши раскраски Штирлица и
пересъемки «Мушкетеров» — репка с того же огорода. Но дело даже не в
этом.
Для примера
рассмотрим одну из книжек, что продаются сегодня. Они на самом деле
почти все такие. Но эта — особенно показательна. В ней, как в зеркале,
все то, что происходит в России.
Дед,
одетый в шапку не по сезону, тянет репку и вытянуть не может. Картинка
пока соответствует тексту, но скоро они разойдутся бесконечно. Обратим
внимание на остальных персонажей, они все — герои нашего времени. Бабку
Дед не зовет — она и так здесь числится с самого начала, но Деду не
помогает. Персонаж Бабка нам знаком и понятен — ведь это старый
сотрудник предприятия, которого никак не могут выгнать на пенсию. Бабка
не работает в принципе — нет сил, нет энергии, не умеет, не понимает,
напрягаться ей тяжело, а учиться поздно. Но уйти на пенсию
отказывается, она всегда на рабочем месте, изображает незаменимость
пустой суетой, охами и жестами. То, что называют симбурде (симуляция
бурной деятельности). Такой она будет в каждом рисунке до конца книжки.
Мы видим и Внучку, которую по тексту должна позже привести Бабка, но
Внучка тоже здесь с самого начала, а дело Деда ей по барабану. Наконец,
мы видим Мышку. Мышка ворует лук — открыто, цинично, пока Дед не видит.
При полном попустительстве Бабки и за спиной Внучки.
Работа
на рисунке не движется — с полным непопаданием в текст. Дед, простите
за выражение, курит. Бабка — симбурде. Внучка, если трактовать рисунок
буквально, «чешет репу». Внучка здесь — классический образ молодого
бездельника, взятого на высокий оклад по родственной линии: работать
еще не умеет, но уже и не хочет. Обратим внимание на Мышку — сегодня
Мышка тырит с предприятия морковь. Это единственный постоянно
работающий персонаж, но только на свой карман, мимо общего дела.
Здесь
апофеоз — все современные проблемы вскрыты окончательно. Дед,
отчаявшись получить помощь, снова безуспешно работает в одиночку. Бабка
— симбурде. Внучка занята своими делами. И у нас добавились еще два
персонажа — Жучка и Кошка. Это шикарные персонажи. Кто они? Сразу
оговорюсь: мне бы очень не хотелось получить какие-то упреки в
неполиткорректности. Но, с другой стороны, вы же не можете их назвать
лицами славянской национальности? Это братские нам народы, но в старой
сказке это не имело никакого значения — для нас не было решительно
никакой разницы между Внучкой и Жучкой, потому что все были заняты
одним общим делом. Сегодня ситуация поменялась: распалось былое
единство, а собака и кошка, предоставленные самим себе, конечно же
вспомнили старинную вековую вражду. Какая тут работа? Со всем своим
животным темпераментом они принялись выяснять отношения. Жучка дерет
Кошку, Кошка шипит и пускает когти, а Внучка радуется и подзуживает. Ну
а теперь обратим внимание на Мышку. Ту самую Мышку, про которую мы тоже
уже давно все поняли. У Мышки все хорошо. Зачем ей репа? Кому вообще в
наше время нужна дурацкая реликтовая репа? Кто сегодня хочет питаться
репой, если имеется лук, морковь, тыква... Имелись. Но пока вбухивались
огромные силы в бессмысленное вытягивание нелепой, грандиозной и
безнадежно устаревшей отечественной репы, Мышка подобрала под себя весь
лук, всю морковь, и, наконец, оккупировала тыкву, которая размерами
намного превышает даже пресловутую репу, «большую-пребольшую».
Задумаемся, откуда взялась эта тыква? Ведь еще недавно (гляньте на
прошлые рисунки) на этом месте стоял дом! Дом с окошком, трубой,
завалинкой! Это было центральное офисное здание, вся недвижимость,
числившаяся на балансе этого несчастного предприятия! Как? В какую
такую полночь недвижимость превратилась в тыкву и оказалась целиком под
какой-то Мышкой?! Поразительный фокус, который, к сожалению, давно стал
частью привычной нам реальности. Сказать, что Мышка довольна, — значит,
ничего не сказать. Естественно, она торжествует, ее лыба шире плеч, а
щеки приходится крепко держать, чтоб не лопнули! Мышка пальцует хвост
штопором и дразнится, высунув язык, — корчит рожи издалека. Ничего
подобного этот тихий зверек себе раньше не позволял — Мышка свои дела
проворачивала молча, изображая на мордочке умильность. Откуда вдруг
такая безнаказанность? И мы понимаем: если на всех прошлых рисунках
мышка была на самом переднем плане, здесь художник изобразил ее в самом
дальнем углу картинки, подчеркивая, что Мышка теперь вне досягаемости.
Фактически, в Лондоне.
И
даже не так обидно, что оформители простодушно (я уверен, это
выплеснулось бессознательное) изобразили сегодняшние реалии. Но на
таких книжках растут новые дети! Кем вырастут они? Внучкой? Жучкой и
Кошкой? Мышкой?
По вашим многочисленным просьбам — финал сказки.
Сцена
последняя: корпоратив. Все пляшут, Бабка пляшет, Внучка строит
отношения с Жучкой. Репку вытянул один Дед, и с тех пор не может
разогнуться. Тяжесть труда символизирует меховая шапка и пот, которым
обливается даже солнце. Сам предмет торжества — репка — как мы уже
знаем, оказалась никому не нужна: не случайно художник изобразил ее на
таком дальнем плане, что и не найти. Недвижимость предприятию удалось
вернуть. Правда, не полностью — сравните расположение дома с первыми
двумя картинками. Экологии также нанесен непоправимый ущерб: до истории
с превращением в тыкву за домом была прекрасная зеленая роща. Мышку
задержал специально обученный спецназ одной из республик и конвоирует в
страну. Мораль: жить еще можно. Так и живем.